«Соборы, храмы, церкви». Церкви нашего города.
Историческая справка. Каждый год в середине мая в уже сформировавшемся городе – курорте Ессентуки, как и во всех городах КМВ, проходило открытие курортного сезона. Точная дата зависела от погоды.На открытии присутствовали многие официальные лица: директор Управления Вод, врачи, архитекторы, представители министерств, которым принадлежали курортные объекты, руководство казачества, железнодорожное начальство. При массовом скоплении народа праздник начинался с крестного хода от Пантелемоновского храма к месту расположения киота в Лечебном парке. Несли церковные знамена и иконы: «Богоматерь Живоносный Источник», «Пантелемона Целителя», «Николая Чудотворца». На месте установки киота настоятель во главе притча проводил молебен. У икон устанавливалась урна для сбора пожертвований на строительство Пантелимоновского храма.
До Октябрьской революции в городе существовало 6 церквей:4 - Православные,1 - Старообрядческая,1 – Единоверческая.
Расположение церквей
Свято – Никольский храм. В 1798г. по на правом берегу реки Бугунты был сооружен казачий редут, который контролировал весь путь из Горячих Вод на Кислые Воды и стоял на границе между российскими и абадзинскими землями. На левом берегу р. Бугунты начинает формироваться центр новой Сандуковской станицы, от которого радиально расходились улицы. На окраинах были расположены постовые вышки. В середине Х1Х века она была переименована в станицу Ессентукскую. К 1825 году возникла необходимость строительства православного храма.
Историческая справкана памятник архитектуры и градостроительства «Николаевская церковь» В основу проекта архитекторы положили копию деревянной церкви, сооруженной русскими умельцами в одной из казачьих станиц. Жизненый уклад северокавказкого казачества отобрал для себя наиболее приемлемый вариант, отличавшийся простотой пропорций, отсутствием пышного декора внешней и внутренней поверхностей. В конце лета 1825года, в центре станицы начали возводить деревянную церковь. Лес для строительства (сосну, дуб и граб) заготавливали в Гришкиной балке за крепостью у Кислых вод. К осени 1826г. церковь в основном была построена. Тогда же церковь была освещена архимандритом Товием по распоряжению епископа Еремея. Освещение проходило очень торжественно и завершилось пушечной пальбой.
В 1827 году вокруг храма была сооружена каменная стена с бойницами. Первоначально она ограждала территорию, имевшую в плане вид шестиугольника с церковью посередине. Церковная ограда всегда была местом сбора жителей в тревожные дни. Огороженная площадь была такова, что в случае нападения горских племен на станицу, на ней за оградой могли разместиться «все казачьи семьи станицы со скарбом и скотом».
Из многочисленных деревянных церквей, некогда украшавших центры казачьих станиц на Ставрополье, сохранились только две: в городах Ессентуки и Георгиевске. Здание церкви, являясь ровесницей станицы, имеет большую градостроительную и историческую ценность. Во второй половине ХIХ века церкви были усовершенствованы и переделаны. К счастью это в малой степени коснулось церкви Св. Николая, поэтому в настоящее время мы имеем возможность увидеть все особенности старинных казачьих церквей, которые возводились в период становления южных границ России на Северном Кавказе.
Историческая справкана памятник архитектуры и градостроительства « Пантелеймоновская церковь» Конец 19 века был отмечен быстрым ростом Ессентукского курорта. Стремительно увеличивалось количество отдыхающих. Им было неудобно и затруднительно ходить для совершения молитвы в старую станичную Никольскую церковь, поэтому контрагент КМВ А.М.Байков обращается за разрешением на строительство новой церкви. Заказчики изъявили желание, чтобы Ессентукский собор был более красивым, чем храмы Пятигорска и Кисловодска.
В декабре 1886г. начальник Терской области А.М.Смекалов дает разрешение. Под строительную площадку выделялось 300 кв. саженей. Попечительство для постройки церкви состояло из князя Владимира Андреевича Долгорукого – московского генерал-губернатора, Андрея Матвеевича Байкова – контрагента КМВ, купца Беспалова и казака Третьякова.31 мая 1887г. проведен анализ грунта. Проект был заказан ростовскому архитектору Н.Дорошенко. В 1887г. проект и план будущей церкви были выставлены для обозрения в галерее источника №17, где поставлена также кружка для сбора добровольных пожертвований на строительство храма. Закладка храма и освящение места состоялось 27 июля 1888г.
Материалом для кладки служил кирпич. Фигурность кладки определяла и усиливала общее художественное восприятие всего облика храма. Особенно рельефно выделялись невысокие классические полуколонны на наружной стене барабана главного купола.
Пантелеймоновская церковь функционировала до 1932года. После закрытия храма помещение его использовалось под склад, а в 1935году его стали разбирать.Храм был разрушен полностью, исчез даже фундамент. Чудом сохранилась кирпичная ограда вокруг церкви, школьное здание с библиотекой и читальней. В нем в советский период размещалась светская школа, а с 1975году - городской отдел народного образования.
Сохранившееся здание светской школы и библиотеки.
1 апреля 1990 года создается инициативная группа православных верующих с целью организации церковно-приходской общины Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона и восстановление разрушенного храма.
Церковь Св. Великомученика Пантелеймона.
Старообрядческая церковь в Ессентуках.
Историческая справкана памятник архитектуры и градостроительства « Церковь Покрова Пресвятой Богородицы »Старообрядческая церковь возведена в честь Покрова Пресвятой Богородицы первыми поселенцами станицы старообрядцами, почти одновременно с основанием станицы в 1825 – 1826 годах. В 1872 году церковь сгорела,на том же месте построена вновь, сохранившаяся и поныне.
В 1905 году прихожане приобрели звон 6 колоколов. Для которых была к хаму пристроена деревянная звонница. В 1914 году у входа на территорию существующей старообрядческой церкви была возведена кирпичнаяколокольня.
Особенности архитектуры старообрядческой церкви. Ессентукская старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы относится к однопрестольным. В плане она имеет форму креста с удлиненным западным раковом. В едут в церковь два входа. Церковь имеет гладкие стенные плоскости. Золоченый купол украшен старообрядческим крестом.
Ессентукские храмы являются архитектурными памятниками прошлой эпохи, как образцы народного зодчества, как памятники нашему доблестному казачеству.
Станица Ессентукская. Храм Успения Пресвятой Богородицы. В станице Ессентукской со дня ее основания храма не было, и в 1993 году жители испросили благословение у митрополита Гедеона на основание храма в честь Успения Божьей Матери.Получив благословение, в ноябре 1993 года было освящено место под сооружение церкви, в 1995 году совершено освящение, и закладка первого камня в фундамент храма. Весной 1998 года фундамент и нижний храм завершены и начато возведение стен храма.16 ноября 1999года в крестильном нижнем храме начали совершать регулярные Богослужения. В 2000 году началось богослужение.
Ессентуки. Храм святых апостолов Петра и Павла.
11 апреля 2006 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было получено благословение на открытие Свято-Георгиевского женского монастыря в Предгорном районе на горе Дубровка. Созидание новой православной обители на Северном Кавказе началось в 2003 году по благословению Епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана. Вслед за возведением храма в честь святого великомученика и Победоносца Георгия был построен жилой корпус, где разместятся монахини и воспитанницы организуемого при монастыре детского приюта. Белый мрамор для облицовки стен храма привезен из карьера Коэлга Челябинской области. Внутри храма в пол вмонтирована восьмиконечная Вифлиемская звезда.
Использованы материалы: Рукопись П.Н. Никитина «История церквей г. Ессентуки»,Исторические материалы отдела культуры г.Ессентуки.Статья Э.Д. Жатковой «Церкви в дореволюционных Ессентуках»,Материалы Краеведческого музея г. Ессентуки.Фотоматериалы собраны Алферьевой Н.В.