«О роли вузов культуры и искусств в создании электронно-библиотечных систем» Буцык С.В., к.п.н., доцент, проректор по учебной работе ЧГАКИ
Основные нормативные документы, связанные с ЭБС - Федеральные государственные образовательные стандарты. Раздел 7;- Приказ Минобрнауки №323 от 3.09.09. Раздел 4 приложения №4;- Приказ Минобразования №1246 от 27.04.2000
Основные проблемы ЭБС с точки зрения вуза - Относительно высокая стоимость;- Низкое качество контента по профилю (например, для сферы культуры и искусств)
Решение основных проблем ЭБС через создание «консорциумов»- основной участник (организационные, технологические, правовые вопросы, включая регистрацию)- остальные участники: – вузы (наполнение профильным контентом);– издательства (наполнение по циклам ГСЭ и ЕН)
1. Правовые задачи вузов:Должностные инструкции ППС- разрабатывать и представлять на утверждение в установленном порядке РУПД, УМК …- осуществлять написание и подготовку к изданию учебников, учебных пособий, монографий, научных статей … - принимать меры к незамедлительному уведомлению непосредственного руководителя о создании служебных объектов интеллектуальной собственности, принимать меры к их правовой охране …
1. Правовые задачи вузов:Лицензионный договор с авторами- Лицензиар предоставляет Лицензиату право использовать произведение следующим образом: размещение произведения в электронной форме для просмотра и копирования в Электронной библиотечной системе Лицензиата с возможностью доступа студентов и сотрудников Лицензиата;- Лицензиар гарантирует наличие у него предоставляемых по настоящему договору исключительных прав на произведение.
2. Организационно-технологические задачи вузов:- установление параметров полнотекстовых материалов (формат; степень оптимизации, защиты …); разграничение прав доступа к ресурсам, возможность публикации отдельных материалов в Интернет и т.п.; внедрение организационных процедур, связанных с накоплением, учетом, управлением электронными ресурсами, которые впоследствии передаются в ЭБС
Пример решения организационно-технологических задач в ЧГАКИ- перенос электронной библиотеки вуза на технологию Microsoft SharePoint; издание приказа, регулирующего взаимодействие подразделений вуза при работе с текущими электронными ресурсами; привлечение студентов профильных специальностей для сканирования и обработки нужных изданий прошлых лет
Краткосрочные результаты работы в ЧГАКИ (ноябрь 2009 – апрель 2011 гг.)- более 800 рабочих учебных программ и УМК (унифицированных по форме; в формате Word);- 125 учебных пособий, в том числе 80 – по дисциплинам профессионального цикла специальностей культуры и искусства (в формате PDF, c защитой документа);- 40 монографий и сборников научных статей; 30 авторефератов диссертаций, защищенных в Диссертационных Советах Академии (в формате PDF, c защитой документа)
«О роли вузов культуры и искусств в создании электронно-библиотечных систем» Буцык С.В., к.п.н., доцент, проректор по учебной работе ЧГАКИ