Славянская мифология
Славянская мифология - это совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времен их единства (до конца 1 -ого тыс.н.э).Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность «язычества» была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников.
Язычество древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославич принял решение о крещении своей земли. Однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках и других произведениях народного творчества.
Первоначально славяне верили в добрых и злых духов природы - берегинь и упырей. Представления о них были довольно туманны, по всей видимости, человек еще не придавал этим духам антропоморфных черт. И тем и другим люди приносили жертвы, чтобы возблагодарить добрых и умилостивить злых. Затем наступила эпоха великих богов, на первый план выдвинулся бог Род, всегда выступавший в окружении двух рожаниц. Этому богу придавался характер главы пантеона, демиурга, создателя вселенной (не все исследователи согласны с этим мнением).
По функциям мифологических персонажей, по характеру их связей, по степени индивидуализируемоти воплощения, по особенностям их временных характеристик и по степени их актуальности для человека внутри славянских мифов можно выделить несколько уровней.
К высшему уровню относились два праславянских божества: . Перун
Они воплощают военную (Перун) и природно-хозяйственную (Велес) функции. Они связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы и молний Перун, обитающий на небе, на вершине горы, преследует своего врага, живущего на земле. Причина распри - похищение Велесом скота, людей.
В пантеон высших богов мог входить (бог огня) и (бог солнца).
Кроме них, восточные славяне поклонялись также Велесу, богу скота и богатства, Стрибогу, богу ветров и бурь, Хорсу, также связанному с солнечным культом. Бог Ярило нес ответственность за прорастание хлебных злаков, Купало отвечал за созревание плодов, Суд ведал человеческими судьбами, Чур охранял межи между полями и всяческие границы.
К более низкому уровню могли относиться божества связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Роз, Чуд. А так же женские божества, например Мокошь (Макошь) (богиня женского труда и плодородия), Лада (богиня брака и семьи). Наиболее почитаемая во времена матриархата у славян Мать сыра земля.
Следующий уровень - Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть и т.д., так же баба-яга, кощей, чудо-юдо, лесной царь, водяной царь, домовые, лешие, водяные, русалки и другие.
Человек в его мифологизированной ипостаси соотносился со всеми предыдущими уровнями.Универсальным образом, синтезирующим все описанные уровни, является Мировое древо - Вырей (райское дерево, берёза, дуб, сосна, рябина, яблоня...). С помощью Мирового древа моделируется тройная вертикальная структура мира - три царства (небо, земля, преисподняя), четвертичная горизонтальная структура (север, юг, запад, восток) и т.д.