PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / Славянская мифология
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Славянская мифология


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Славянская мифология


Скачать эту презентацию



№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Цели нашего проекта: Цели нашего проекта: 1.Углубить знания о славянской мифолог
Описание слайда:

Цели нашего проекта: Цели нашего проекта: 1.Углубить знания о славянской мифологии; 2. Ознакомиться с некоторыми мало известными персонажами славянской мифологии; 3. Познакомиться с быличками – особым жанром современной мифологической прозы; 4.Показать, что мифология – одно из проявлений генетической общности художественной культуры восточных славян, а также важный элемент в формировании толерантного сознания общества; 5. Создать электронное презентационное пособие для уроков литературы, русского языка, истории и культурологии;

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 Часть I Часть I Славянская мифология Влияние мифологии на культуру Часть II Анчу
Описание слайда:

Часть I Часть I Славянская мифология Влияние мифологии на культуру Часть II Анчутка Шиликуны Тюха Лохматая Удельница Суседко Игоша Волкодлак Жердяй Боровик Самовилы Боли –Бошка Часть III Былички Происхождение термина Специфика жанра

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Часть I Часть I
Описание слайда:

Часть I Часть I

№ слайда 8 Mифология – неотъемлемая часть культуры любого народа. История практически всех
Описание слайда:

Mифология – неотъемлемая часть культуры любого народа. История практически всех известных сейчас народов, как существующих в настоящее время, так и давно сошедших с исторической сцены, как правило, начинается именно с мифов. Mифология – неотъемлемая часть культуры любого народа. История практически всех известных сейчас народов, как существующих в настоящее время, так и давно сошедших с исторической сцены, как правило, начинается именно с мифов.

№ слайда 9 Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в про
Описание слайда:

Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван да Марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие. Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван да Марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.

№ слайда 10 До принятия христианства практически вся восточнославянская мифология находилась
Описание слайда:

До принятия христианства практически вся восточнославянская мифология находилась в рамках явления, называемого древнерусским язычеством, поэтому почерпнуть сведения о ней мы можем из древнерусских письменных источников. Следует, однако, отметить, что, во-первых, религия правящей верхушки и простого народа всегда значительно различаются, и, во-вторых, в источниках рассматриваются, как правило, персонажи верхнего уровня, языческие божества, а персонажи низшей мифологии обычно остаются в стороне. До принятия христианства практически вся восточнославянская мифология находилась в рамках явления, называемого древнерусским язычеством, поэтому почерпнуть сведения о ней мы можем из древнерусских письменных источников. Следует, однако, отметить, что, во-первых, религия правящей верхушки и простого народа всегда значительно различаются, и, во-вторых, в источниках рассматриваются, как правило, персонажи верхнего уровня, языческие божества, а персонажи низшей мифологии обычно остаются в стороне.

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Часть II Часть II
Описание слайда:

Часть II Часть II

№ слайда 14 Анчутка – в русской мифологии- маленький, но весьма проказливый бесенок, помесь
Описание слайда:

Анчутка – в русской мифологии- маленький, но весьма проказливый бесенок, помесь черта и утки. Его отличительная черта – невысокий рост, умение летать и повышенная чумазость. Он связан с водой, и вместе с тем летает. Иногда его называют водяным, болотным. Его имя часто употребляют с эпитетами «беспятый», «роговой», «беспалый». В 1980-е годы на сцене Томского ТЮЗа с успехом шел спектакль «Анчутка» Анчутка – в русской мифологии- маленький, но весьма проказливый бесенок, помесь черта и утки. Его отличительная черта – невысокий рост, умение летать и повышенная чумазость. Он связан с водой, и вместе с тем летает. Иногда его называют водяным, болотным. Его имя часто употребляют с эпитетами «беспятый», «роговой», «беспалый». В 1980-е годы на сцене Томского ТЮЗа с успехом шел спектакль «Анчутка»

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16 Шиликуны( возможно, от др.-слав. Щуй – «левый»,плохой, нечистый») – у северных р
Описание слайда:

Шиликуны( возможно, от др.-слав. Щуй – «левый»,плохой, нечистый») – у северных русских – сезонные демоны. Связаны со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы и уходят назад под воду на Крещение. Бегают по улица, часто с горячими углями на железной сковородке или железным каленым крюком в руках, которым могут захватить людей. Ростом часто с кулачек или побольше могут иметь конские ноги и заостренную голову; азо рта у них пылает огонь. Носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. На святки толкутся на перекрестках дорог или около прорубей, встречаются в лесу ( отсюда формула пугания детей: «не ходи в лес – Шуликун пылает») дразнят пьяных, толкают их в грязь, не причиняя при этом большого вреда. Но могут заманить в прорубь, утопить. По Вологодским поверьям, Шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Родственны другим славянским демонам – караконджалам, кикиморам. Шиликуны( возможно, от др.-слав. Щуй – «левый»,плохой, нечистый») – у северных русских – сезонные демоны. Связаны со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы и уходят назад под воду на Крещение. Бегают по улица, часто с горячими углями на железной сковородке или железным каленым крюком в руках, которым могут захватить людей. Ростом часто с кулачек или побольше могут иметь конские ноги и заостренную голову; азо рта у них пылает огонь. Носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. На святки толкутся на перекрестках дорог или около прорубей, встречаются в лесу ( отсюда формула пугания детей: «не ходи в лес – Шуликун пылает») дразнят пьяных, толкают их в грязь, не причиняя при этом большого вреда. Но могут заманить в прорубь, утопить. По Вологодским поверьям, Шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Родственны другим славянским демонам – караконджалам, кикиморам.

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 Тюха Лохматая – славянский род Нежити, встречается редко, живет только в избах,
Описание слайда:

Тюха Лохматая – славянский род Нежити, встречается редко, живет только в избах, с Домовым рядом. Размером не велика, с рукавицу. Лохматая вся и виду потешного. За хозяйством смотрит; детей да живность домашнюю любит, особенно кошек. Если хозяева неаккуратны, хозяйство плохо ведут, она выходит из себя, лютует. Тюха Лохматая – славянский род Нежити, встречается редко, живет только в избах, с Домовым рядом. Размером не велика, с рукавицу. Лохматая вся и виду потешного. За хозяйством смотрит; детей да живность домашнюю любит, особенно кошек. Если хозяева неаккуратны, хозяйство плохо ведут, она выходит из себя, лютует.

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20 Удельница – Русский дух – похититель доли, счастья, судьбы и дающей другой удел
Описание слайда:

Удельница – Русский дух – похититель доли, счастья, судьбы и дающей другой удел в жизни: болезнь, уродство, смерть. Гений злого рока, черный, волосатый, растрепанный. Преждевременно вынимают младенца из материнской утробы и уродуют его, мучают родильницу. Удельница – Русский дух – похититель доли, счастья, судьбы и дающей другой удел в жизни: болезнь, уродство, смерть. Гений злого рока, черный, волосатый, растрепанный. Преждевременно вынимают младенца из материнской утробы и уродуют его, мучают родильницу.

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22  Суседко – реский дух Нежити, одна из разновидностей Домовых. Живет едва ли
Описание слайда:

 Суседко – реский дух Нежити, одна из разновидностей Домовых. Живет едва ли не печи(на шестке). Прозван так за охотное сожительство с людьми. Очень маленький, его почти не видно. Муж Кикиморы. Одет в огромную, не по размеру, лохматую шапку. Очень доброжелателен, старается своевременно предупредить людей о надвигающейся беде.  Суседко – реский дух Нежити, одна из разновидностей Домовых. Живет едва ли не печи(на шестке). Прозван так за охотное сожительство с людьми. Очень маленький, его почти не видно. Муж Кикиморы. Одет в огромную, не по размеру, лохматую шапку. Очень доброжелателен, старается своевременно предупредить людей о надвигающейся беде.

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24 Игоша – русский дух родившегося, но умершего некрещеным ребенка. Не имеет рук и
Описание слайда:

Игоша – русский дух родившегося, но умершего некрещеным ребенка. Не имеет рук и ног. Обитает то тут, то там и проказит, особенно если кто-то не хочет признавать его – невидимку – за Домового, не кладет ему за столом ложку и ломтя хлеба, не выкинет ему из окошка шапки и рукавиц. Игоша – русский дух родившегося, но умершего некрещеным ребенка. Не имеет рук и ног. Обитает то тут, то там и проказит, особенно если кто-то не хочет признавать его – невидимку – за Домового, не кладет ему за столом ложку и ломтя хлеба, не выкинет ему из окошка шапки и рукавиц.

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26 Волкодлак – в славянской мифологии человек, обладающий сверхъестественной способ
Описание слайда:

Волкодлак – в славянской мифологии человек, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Читалось, что колдуны могли превратить в волков целые свадебные поезда. В христианских поверьях – слуга дьявола, предводитель стаи волков, оборачивается ночью в волка, нападает на скот и людей. Волкодлак – в славянской мифологии человек, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Читалось, что колдуны могли превратить в волков целые свадебные поезда. В христианских поверьях – слуга дьявола, предводитель стаи волков, оборачивается ночью в волка, нападает на скот и людей.

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28 Жердяй – русский нечистый, имеющий очень длинный рост очень тоненький ( от слова
Описание слайда:

Жердяй – русский нечистый, имеющий очень длинный рост очень тоненький ( от слова «жердь»). Шатается иногда по улицам, греет руки в трубе, заглядывает в окна и пугает людей. Жалкий шатун, осужденный век слоняться по свету без толку и смысла. Жердяй – русский нечистый, имеющий очень длинный рост очень тоненький ( от слова «жердь»). Шатается иногда по улицам, греет руки в трубе, заглядывает в окна и пугает людей. Жалкий шатун, осужденный век слоняться по свету без толку и смысла.

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30 Боровик – славянский дух бора, рощи. Имеет вид огромного медведя, но без хвоста,
Описание слайда:

Боровик – славянский дух бора, рощи. Имеет вид огромного медведя, но без хвоста, чем и отличается от зверя. Питается животными, но иногда заедает и людей. Когда люди хотят его увидеть, чтобы договориться о благополучном выпасе скота, чтобы вернул пропавших без вести людей, скот, излечил от привязавшейся в бору болезни, берут кошку и начинают её душить. Заслышав кошачье мяуканье, Боровик выходит из леса к человеку и вступает с ним в переговоры. Боровик – славянский дух бора, рощи. Имеет вид огромного медведя, но без хвоста, чем и отличается от зверя. Питается животными, но иногда заедает и людей. Когда люди хотят его увидеть, чтобы договориться о благополучном выпасе скота, чтобы вернул пропавших без вести людей, скот, излечил от привязавшейся в бору болезни, берут кошку и начинают её душить. Заслышав кошачье мяуканье, Боровик выходит из леса к человеку и вступает с ним в переговоры.

№ слайда 31
Описание слайда:

№ слайда 32 Самовилы(вилы) – согласно поверьям южных славян, это подобие добрых русалок. Они
Описание слайда:

Самовилы(вилы) – согласно поверьям южных славян, это подобие добрых русалок. Они молоды, красивы, на голове у некоторых короны. Любят танцевать под луною, летать по воздуху, качаться на березах, купаться, расчесывать длинные волосы. К людям добры, охотно выходят замуж за статных молодцев, рожают одаренных детей. Покровительницы растений, врачевательницы. До сих пор крестьяне приносят к «вилину» дереву – боярышнику – чашу вина с просьбой исцелить больного. Но среди вил есть и не добрые, завидующие людям, насылающие болезни. У злых вил – ноги с копытами, крылья, чудовищные груди, переброшенные за спину. Вредят скоту, топчут посевы, иссушают водоемы - , правда, в наказание за людские грехи. По поверью, и добрые, и злые вилы улетели в дальни края после появления огнестрельного оружия. Самовилы(вилы) – согласно поверьям южных славян, это подобие добрых русалок. Они молоды, красивы, на голове у некоторых короны. Любят танцевать под луною, летать по воздуху, качаться на березах, купаться, расчесывать длинные волосы. К людям добры, охотно выходят замуж за статных молодцев, рожают одаренных детей. Покровительницы растений, врачевательницы. До сих пор крестьяне приносят к «вилину» дереву – боярышнику – чашу вина с просьбой исцелить больного. Но среди вил есть и не добрые, завидующие людям, насылающие болезни. У злых вил – ноги с копытами, крылья, чудовищные груди, переброшенные за спину. Вредят скоту, топчут посевы, иссушают водоемы - , правда, в наказание за людские грехи. По поверью, и добрые, и злые вилы улетели в дальни края после появления огнестрельного оружия.

№ слайда 33
Описание слайда:

№ слайда 34 Боли-бошка - русский дух леса, живущий в ягодных местах, пуще всего на клюкве, д
Описание слайда:

Боли-бошка - русский дух леса, живущий в ягодных местах, пуще всего на клюкве, да бруснике. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий, одежда - рвань в заплатах. Носик востренький, а глаза - не поймешь, не то печальные, не то хитрые. Прикидывается жалким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошелку или еще что-нибудь. Нельзя поддаваться на уговоры, как бы не умолял. Уступишь - начнешь о потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать - вскочит Боли-Бошка на шею, голову петлей стянет, будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься - и вовсе пропадешь. Боли-бошка - русский дух леса, живущий в ягодных местах, пуще всего на клюкве, да бруснике. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий, одежда - рвань в заплатах. Носик востренький, а глаза - не поймешь, не то печальные, не то хитрые. Прикидывается жалким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошелку или еще что-нибудь. Нельзя поддаваться на уговоры, как бы не умолял. Уступишь - начнешь о потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать - вскочит Боли-Бошка на шею, голову петлей стянет, будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься - и вовсе пропадешь.

№ слайда 35
Описание слайда:

№ слайда 36
Описание слайда:

№ слайда 37 B последнее время в науке и искусстве возрос интерес к фольклору вообще и к были
Описание слайда:

B последнее время в науке и искусстве возрос интерес к фольклору вообще и к быличке, как к одному из интереснейших жанров, в частности. Былички – народные рассказы о встречах человека со сверхъестественными существами, главным образом, из пантеона славянской мифологии. Обращение просветителей к быличкам, к мифологии связано со стремлением воспитать у людей высокое уважение к национальной культуре. Они и те же образы, стилистические и художественные формы их воплощения подтверждают генетическую общность культуры славян. Тесное взаимодействие славянских народов, в том числе и в области духовной культуры, предполагает утверждение межнационального доверия, дружбы, взаимопонимания, а значит, ведет к формированию толерантного сознания каждой отдельной личности. B последнее время в науке и искусстве возрос интерес к фольклору вообще и к быличке, как к одному из интереснейших жанров, в частности. Былички – народные рассказы о встречах человека со сверхъестественными существами, главным образом, из пантеона славянской мифологии. Обращение просветителей к быличкам, к мифологии связано со стремлением воспитать у людей высокое уважение к национальной культуре. Они и те же образы, стилистические и художественные формы их воплощения подтверждают генетическую общность культуры славян. Тесное взаимодействие славянских народов, в том числе и в области духовной культуры, предполагает утверждение межнационального доверия, дружбы, взаимопонимания, а значит, ведет к формированию толерантного сознания каждой отдельной личности.

№ слайда 38 Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Иссл
Описание слайда:

Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра. Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра. Интерес исследователей к этому жанру возрастает в начале ХIХ века. В это время записывается большое количество текстов, былички публикуются первоначально не отдельными сборниками, а вместе с текстами сказок. При этом, однако, исследователи разделяют оба жанра. Более того, указывается, что их разделяют и сами информанты, называя быличку «бывальщиной», «бывальщинкой». Как пишет об истории термина Э. В. Померанцева, «само слово „быличка“ было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян, использовано и прокомментировано, и с их легкой руки вошло в практику фольклористов, которые стали употреблять его как синоним терминам „предание“, „легенда“, „бывальщина“».

№ слайда 39 В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использован
Описание слайда:

В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности. В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности. Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.

№ слайда 40 В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретиро
Описание слайда:

В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детей, — о злых духах-людоедах, в том числе и о духах, похищающих (согласно представлениям непосвященных) мальчиков, достигших зрелости, для превращения их во взрослых мужчин — полноправных членов племени. В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детей, — о злых духах-людоедах, в том числе и о духах, похищающих (согласно представлениям непосвященных) мальчиков, достигших зрелости, для превращения их во взрослых мужчин — полноправных членов племени. Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок. Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Например, Е. М. Мелетинский называет былички «предком волшебной сказки» Зачастую былички становятся основой сюжета художественного произведения (Н. В. Гоголь, «Вий») или включаются в текст (например, И. С. Тургенев включил быличку в рассказ «Бежин луг»)

№ слайда 41 Сборник «Народный дневник. Народные праздники и обычаи» Из «Сказаний русского на
Описание слайда:

Сборник «Народный дневник. Народные праздники и обычаи» Из «Сказаний русского народа», собранных И.П.Сахаровым. Москва, «дружба народов», 1991г., с.213 Сборник «Народный дневник. Народные праздники и обычаи» Из «Сказаний русского народа», собранных И.П.Сахаровым. Москва, «дружба народов», 1991г., с.213 «IX Международный съезд славистов. История, культура, этнография и фольклор славянских народов». М., «Наука», 1983г., С.295 «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири». Отв. Ред. Р.П.Матвеева. Новосибирск, издательство «Наука», Сибирское отделение, 1987 г., С400 «Славянская мифология. Словарь Грушко» ( по материалам Интернет-издания)

№ слайда 42
Описание слайда:

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru