PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / МХК / Русская икона Художественный язык: канон и стиль
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Русская икона Художественный язык: канон и стиль


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Русская икона Художественный язык: канон и стиль


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 Русская икона Художественный язык: канон и стиль
Описание слайда:

Русская икона Художественный язык: канон и стиль

№ слайда 2 Икона – образное выражение христианской верыИкона—это образное выражение христиа
Описание слайда:

Икона – образное выражение христианской верыИкона—это образное выражение христианской веры, поэтому и художественный язык ее своеобразен и глубоко символичен. Это художественно-символический код, укорененный в учении церкви о Христе как Боге и Человеке, пришедшем в мир ради спасения людей. Снятие со креста. Положение во гробНовгород(?). Конец XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

№ слайда 3 Икона – окно в мир невидимыйОсновная иконография сформировалась с IV по VIII в.П
Описание слайда:

Икона – окно в мир невидимыйОсновная иконография сформировалась с IV по VIII в.По сравнению с первыми натуралистическими изображениями иконы становятся все более условными, тяготеющими к плоскостности. Оболочка тел, изображаемых на иконах, как бы истончается, тем самым являя духовную наполненность образа. Можно сказать, что образ накапливал, аккумулировал дух, стремился преобразить плоть, лишить ее грубой материальности, растворить в свете, переплавить в духовной энергии. Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Она не изображает окружающий нас мир, а являет иную реальность, поэтому икона использует символы и знаки, не прямо описывающие нам, как выглядит иная реальность, а лишь указывающие на нее. Икона — образ вечности, поэтому в ней все иное: мир и человек, свет и цвет, пространство и время.

№ слайда 4 Обратная перспектива в иконографии – вовлечение зрителя внутрь мира иконыКажущие
Описание слайда:

Обратная перспектива в иконографии – вовлечение зрителя внутрь мира иконыКажущиеся искажения пространства и формы создаются намеренно. Исследователи назвали этот прием «обратной перспективой». Своеобразие построения иконного пространства в том, что в иконе предметы не уменьшаются, а увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Оно призвано показать, что мир духовный бесконечен и наши нынешние представления о нем несовершенны. Точка пересечения линий иконы — геометрических и смысловых — находится перед иконой, там, где стоит зритель. Пространство иконы как бы выстраивается вокруг него, вовлекая его внутрь иконного мира, и поэтому все предметы кажутся развернутыми, они видны с трех, а то и с четырех сторон.

№ слайда 5 Святые на иконе преображены светом вечности. Они лишены телесных недостатков, да
Описание слайда:

Святые на иконе преображены светом вечности. Они лишены телесных недостатков, даже если таковые были в жизни. Икона не отрицает плоть, но освящает ее и придает ей новое, более высокое значение. Христианство нашло поистине царский путь между двумя крайностями — культом тела и отвержением его — в освящении и преображении плоти. Древние греки в классический период провозглашали: «в здоровом теле — здоровый дух». Христианство устами апостола Павла выражает иное представление о теле: «Тело — это храм Святого Духа».

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 И вот икона дает зримое выражение такого понимания человека: она изображает свят
Описание слайда:

И вот икона дает зримое выражение такого понимания человека: она изображает святых в новой, преображенной плоти, которая, подобно храму или сосуду, несет драгоценное содержание. Тела святых невесомы, они едва касаются земли, они хрупки и нематериальны.

№ слайда 8 Как на иконе выражаются душевные эмоции?Икона — не портрет, она являет не лицо ч
Описание слайда:

Как на иконе выражаются душевные эмоции?Икона — не портрет, она являет не лицо человека, а лик. Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. При этом святой предстает отрешенным от земных страстей, он принадлежит иному миру и оттуда взирает на нас, поэтому в иконе исключено изображение душевных эмоций, аффектов, сильных страстей. Эмоции выражаются через жест, положение рук: волнение, отчаяние, страдание, мольба — все выражают руки. Жест имеет большое значение в иконе, и жесты весьма разнообразны: благословляющий жест Спасителя, молитвенный и заступнический у Богоматери, прижатые к груди руки столпников и пустынников, поднесенная к уху рука слушающего Бога пророка…

№ слайда 9 «Глаза — зеркало души» Особое значение в иконе имеют глаза. На древних иконах их
Описание слайда:

«Глаза — зеркало души» Особое значение в иконе имеют глаза. На древних иконах их писали преувеличенными, широко раскрытыми. Известное выражение «глаза — зеркало души» как нельзя лучше подходит к иконе. А в Священном Писании сказано так: «Светильник тела есть око; если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло» . Именно через глаза икона и выявляет светоносность образа. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она на вас.

№ слайда 10 «Глаза — зеркало души»
Описание слайда:

«Глаза — зеркало души»

№ слайда 11 Цвет также имеет богатую символику в иконе, Золотой — цвет Горнего Иерусалима, к
Описание слайда:

Цвет также имеет богатую символику в иконе, Золотой — цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город. Красный — цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Белый — это свет преображения и цвет белых одежд праведников. Черный — цвет тьмы, бездны ада.Красочность, драгоценность, благородство цвета, разнообразие колорита иконы — это отблеск красоты Царства Небесного. Работа над иконой делится на две стадии — доличное и личное. Сначала пишется все до ликов: фон, пейзаж, стаффаж (архитектура), одежды, атрибуты и проч., а после пишется лик как самое главное и содержательное в иконе. МАСТЕР КРУГА ФЕОФАНА ГРЕКАПРЕОБРАЖЕНИЕНачало XV в. (1403?). Государственная Третьяковская галерея, Москва

№ слайда 12 Многообразие иконописных школИконописный язык был выработан в Византии и распрос
Описание слайда:

Многообразие иконописных школИконописный язык был выработан в Византии и распространился по всему христианскому миру. При этом отдельные страны и регионы, используя его, вырабатывали свой стиль и подход в раскрытии образа. Отсюда такое многообразие иконописных школ и традиций. Однако на протяжении уже полутора тысяч лет искусство православного Востока остается неизменным в своей основе, поскольку зиждется на едином каноне, в отличие от Запада, отошедшего в XIII–XIV вв. от иконописной традиции и развившего иную традицию религиозного искусства, не связанную с каноном.

№ слайда 13 Что же такое канон?Что же такое канон? Обычно канон воспринимают как жесткие рам
Описание слайда:

Что же такое канон?Что же такое канон? Обычно канон воспринимают как жесткие рамки, ограничивающие возможности художника, сковывающие его творческую индивидуальность. Канон (греч. — правило) — это внутренний стержень, духовная основа иконы. Канон — это своего рода грамматика иконы, тот язык, на котором говорит иконописный образ. Канон не исключает свободы творчества, великие иконописцы прошлого создавали весьма оригинальные произведения, используя канон. И порой рядом работавшие мастера были весьма не похожи друг на друга. Самый яркий пример: Феофан Грек и Андрей Рублев работали в одно время на Руси и даже расписывали одни и те же храмы, но более непохожих иконописцев найти трудно.

№ слайда 14 Св. Иоанн БогословОк. 1500. Патмос, ГрецияИкона Божией Матери Иерусалимская. Нач
Описание слайда:

Св. Иоанн БогословОк. 1500. Патмос, ГрецияИкона Божией Матери Иерусалимская. Начало XVI в.Церковь Рождества Христова, Ярославль

№ слайда 15 Лик Богородицы. Фрагмент иконы «Богородица Катафиги (убежище)и св. Иоанн Богосло
Описание слайда:

Лик Богородицы. Фрагмент иконы «Богородица Катафиги (убежище)и св. Иоанн Богослов». Ок. 1395. София

№ слайда 16 ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХИконография святых также весьма обширна, поскольку за двадцать
Описание слайда:

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХИконография святых также весьма обширна, поскольку за двадцать веков существования христианства к лику святых были причислены десятки тысяч людей. Святой — это живая икона Христа, тот, в ком просиял свет преображения, свет ХристовМученики обычно изображаются в красном (символ крови) и с крестом (символ следования за Христом). Среди мучеников немало женщин — Варвара, Параскева, Екатерина. Мученики-воины, принявшие смерть за Христа в первые века, — изображаются в латах и полном вооружении, но, как правило, мечи опущены вниз в знак того, что их битва духовная.Апостолов изображают в античной одежде — хитоне (нижняя рубаха) и гиматии (верхний плащ). В руках они держат свитки или книги, как провозвестники Евангелия. На иконах Петр и Павел нередко изображаются вместе, и это символизирует полноту церкви, так как Петр проповедовал евреям, а Павел — язычникам. Их иконография сформировалась уже в первые века, и она достаточно устойчива, до сих пор Петра изображают с седой курчавой головой и небольшой бородой, а Павла — темноволосым, с высоким лбом с большими залысинами и темной удлиненной бородой. У Петра обычно в руках ключи, так как согласно Евангелию Христос вручил ему ключи Царства Небесного. Павла изображают с книгой, так как он книжник, проповедник и писатель,.

№ слайда 17 Пустынники и юродивые часто пишутся на иконах обнаженными в знак их суровой аске
Описание слайда:

Пустынники и юродивые часто пишутся на иконах обнаженными в знак их суровой аскезы. Борис и Глеб с житиемВторая половина XIV в. Государственная Третьяковская галерея, МосквОтшельники Макарий Египетский, Онуфрий Великий и Петр АфонскийНачало XVI в. Собор св. Софии, НовгородЦари и князья — в царских и княжеских одеждах, иногда с коронами на головах, и в этом торжественном облачении они предстоят Христу.

№ слайда 18 Юродивые и ЦелителиОсобым видом святости обладали блаженные, или юродивые. Внешн
Описание слайда:

Юродивые и ЦелителиОсобым видом святости обладали блаженные, или юродивые. Внешне безумные, на самом деле они были наделены духовной мудростью и духовным зрением, даром предвидения. Под видом юродства они отвергали условности этого мира и имели возможность пророчествовать, предупреждать об опасностях, обличать и призывать к покаянию. Блаженные изображаются в том виде, в каком они остались в памяти народной, совершая духовный подвиг: обнаженными или с повязкой на бедрах, в ветхих одеждах. Фоном для их образов часто служит вид города или храма, с которыми связан подвиг святого.Целители в руках держат ящички с лекарственными снадобьями. За труд целители не брали платы, так как свой дар получили от Бога. А если даром получили, даром и отдали.

№ слайда 19 Что являет собой икона?Время формирования иконографииЧто такое обратная перспект
Описание слайда:

Что являет собой икона?Время формирования иконографииЧто такое обратная перспектива и почему этот прием был использован в иконографии?Где находится точка пересечения линий иконы?Каково представление христианства о теле?Каким образом выражаются эмоции на иконе?Почему на иконах делается акцент на глазах?Какую роль играет цвет в иконописи?Что такое канон в иконописи?Почему апостолы Петр и Павел часто изображаются вместе? Почему целители оказались в рядах святых?Как изображаются целители на иконах?Как изображаются юродивые на иконах?

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru