Иконописнаятехника
Труд иконописцана Руси всегдасчитался деломбожественным.
«Икона – это символЦарства Христова,его явление преображеннойи прославленной твари.Икона рождаетсяиз живого опыта Неба,из Литургии.Поэтому иконописание – процесс литургический,а иконописец – служитель».Архимандрит Зинон
«Икона – вовсене способ самовыражения,не копированиеи не подражание,а молитва иконописца».Игорь Кислицын
Святой образможет быть выложенна стене храма в технике мозаики.
Чаще стены храмаукрашали живописнымиобразами, исполненнымив технике фрески.
Но особойлюбовьюна Русипользовалисьиконы –живописныеобразы,выполненныена доскахтемпернымикрасками.
Сначала иконописецтщательно подготавливалдоску, соединяя несколькобрусков шпонкой.
Хорошая икона состоит из нескольких слоев.Паволокой называют ткань, которой оклеиваютдоску, предохраняя образ от растрескивания.Левкас (белый) – это мел, перемешанныйс животным клеем, которым выравнивают поверхность.В качестве защитного слоя чаще всего использовали олифу.
Построение самого образаначиналось с прорисовки –перенесения контуровна основу.Частоиспользовалиготовыеобразцы.
Наиболееподготовленныеиконописцысами создавалисилуэтыпо древнимканонам.
Для нанесениякрасочного слояв иконописииздавна применялитемперу – краску,связующимвеществом которойбыл клейкийяичный желток.Будучи прозрачной,темперная краскапозволяетполучить тонанеобычайной яркости,которые «не стареют».
Со временему иконописцевпоявился свойособый словарь,отражающийосновные этапыработынад образом.Роскрышь – нанесениеосновного слоя краски.Пробеливание –высветлениевыпуклых частейизображения.Приплески (затинки) –затемнениеуглубленных деталей.
Роскрышь с золочениемПробелыПриплески
Особеннотщательноработали надликами.Санкирь – основной цвет головы,который прокладываетсяво время роскрыши.В большихартеляхмастера,работавшиенад ликаминазывались«личниками».Плавь – высветления на ликах,которая выполняласьв несколько приемов.Вохрение – первая плавьс помощью охры.У этихмастеровсложилсяособыйсловарь.Румяны – плавь киноварью(яркой красной краской).Оживки (движки) – белые линииповерх слоя охры.
Красочный слойзащищали олифой –густымрастительным маслом,которая от временитемнела.Сегодня освобождениеиконы из под слоя олифы –Чуть ли не основнаязабота реставраторов.
Для большей сохранности, икону часто пряталив оклад, оставляя свободными лишь лики и руки.