Применение ИКТ НА УРОКАХ ИЗО как одна из форм повышения качества знаний учащихсяУчитель ИЗО МОБУ СОШ №5 Юртаева Татьяна Васильевна
1.Актуализация темы 2. Проведение урока с применением ИКТ3.Результативность использования ИКТ на уроках изобразительного искусства.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ темы По данным современных исследований, в памяти человека остается :1/4 часть услышанного материала; 1/3 часть увиденного; 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно;¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для уроков ИЗО, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.
Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру. Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов. Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства открывает новые возможности.
Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. С помощью компьютерных программных средств ребята знакомятся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства.Использование ИКТ на школьных уроках ИЗО дело новое, поэтому накопление программно - методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.
Педагогическая цель использования ИКТ на уроках ИЗО заключается в следующем:• повышение качества знаний учащихся;• обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе;• обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:• совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по искусству. Создавать новые компьютерные программные продукты для образовательного процесса в школе;• продолжать разработку методик использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства ;• совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе общеобразовательной школы;
• широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;• обобщать и передавать опыт работы учителям своего образовательного учреждении, города;• проводить психологические исследования и диагностику деятельности учителя и ученика с целью определения степени влияния ИКТ на психическое и физическое состояние участников образовательного процесса.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;• возбуждает живой интерес к предмету познания;• расширяет общий кругозор детей;• возрастает уровень использования наглядности на уроке;• повышается производительность труда учителя и учащихся на – уроке.
Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;обеспечивает последовательность рассмотрения темы;иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс .
2. Проведение урока с применением ИКТПлан урока1.Объяснении нового материала с помощью презентации.2.Выполнение практической работы учащимися3.Проверка работ4.Анализ урока
Уроки – презентации широко используют:· во время знакомства с творчеством художников «Исаак Левитан», «И.И. Шишкин – певец русского леса» и т.д.;· при изучении жанров изобразительного искусства· при изучении тем по декоративно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома» и т.д.· при изучении законов композиции. (Во время урока при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки.)· при изучении законов цветоведения и т.д.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям: 1. Создание презентаций к урокам; 2. Работа с ресурсами Интернет; 3. Использование готовых обучающих программ; 4. Разработка и использование собственных авторских программ.
3.Результативность использования ИКТ на уроках изобразительного искусства.положительная мотивация на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);повышение уровня использования наглядности на уроке,повышение производительности урока.применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Сайты, посвященные изобразительному искусству⋅ http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал. ⋅ http://smallbay.ru/autograf.html – просветительский и образовательный ресурс.⋅ http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.⋅ http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.⋅ http://www.museum.ru/ - портал посвященный всем музеям России и мира.⋅ http://www.art-education.ru/AE-magazine/about.htm - научный журнал «Педагогикаискусства».⋅ http://art-in-school.narod.ru/ - научно-методический журнал «Искусство в школе».⋅ http://www.1september.ru/ - Издательский дом «Первое сентября».⋅ http://www.rusiskusstvo.ru/journal/ - журнал «Русское искусство».⋅ http://historic.ru/ - электронная библиотека.⋅ http://www.arthistory.ru/ - изобразительное искусство. История, стили, художники,картины.⋅ http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия. Свободная энциклопедия.⋅ http://tmn.fio.ru/works/83x/311/index.htm - история костюма.⋅ http://www.paper-art.ru/ - Центр корейского бумажного искусства (оригами,бумагопластика, бумагокручение, бумажная живопись).⋅ http://www.interdeti.ru/ - интерактивный конкурс детского творчеств