Позднее Возрождение
В поздних произведениях Микеланджело усиливаютсяноты отчаяния..Для великого мастера это время утраты друзей и полного одиночества.
«Страшный суд»Эта фреска на алтарнойстене Сикстинской капеллывоспринимается каквоплощение крушения мира.Фреска знаменуетотход от одного из основныхпринципов ВысокогоВозрождения.Здесь частное полностьюподчинено целому, личностькак бы она не былазначительна- людскому потоку.
В центре трагической катастрофыфигура Христа, поднявшего в устрашающем жесте правую руку.
Трагизм микеланджеловской фрески подчёркнут образом святого ВарфоломеяОн изображен с ножом и кожей в руках которую живьём содрали с него мучители.В виде искаженного лика на этой кожеМикеланджело изобразил своёсобственное лицо.Черты лица св. Варфоломея напоминаютПьетро Аритино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того,что считал неприличной его трактовкурелигиозного сюжета.
Праведники по правую руку от Христа
По левую руку от Христа грешники
Грешник Ангелы Апокалипсиса
Эта фреска представляет собойгорькую подпись художника.В ней он смог выразить великуюдраму человечества,разочарование и отчаяниеотдельного человека.Когда Папа Климент III приказалпривести фреску в пристойный вид, Микеланджело ответил:«Скажите Папе, что это деломаленькое, и уладить его легкопусть он мир приведет в пристойныйвид, а картине придать пристойностьможно очень быстро. Сам Микеланджело ничего не исправил в своей фреске за него это сделалДаниеле да Вольтерра, которого прозвали в народе «исподником»
Для позднего Микеланджелохарактерны постепенныйотход от скульптуры и живописик архитектуре.С 1546 года и до конца своихдней главным его трудом быловозведение купола для соборасвятого Петра в Риме и строительство ансамбля площадиКапитолия в Риме – духовного и светского центра «вечного города»
Его работы в областиАрхитектуры, подготавливаютПочву для нового стиля В искусстве - барокко
Лестница Капитолия Площадь Капитолия
Читальный зал библиотеки Лауренциана
К самым поздним скульптурнымпроизведениям Микеланджелоотносится «Пьета», исполненная им для собственногонадгробия, а затем была им же и разбита.Незаконченная группа «Пьета Радонини», в этой скульптуре акцент переносится с действияна переживание, на повышеннуюодухотворенность образов.чувствуется трагическаябезысходность и одиночество.
К самым поздним скульптурнымпроизведениям Микеланджелоотносится «Пьета», исполненная им для собственногонадгробия, а затем была им же и разбита.Незаконченная группа «Пьета Радонини», в этой скульптуре акцент переносится с действияна переживание, на повышеннуюодухотворенность образов.чувствуется трагическаябезысходность и одиночество.
Умер в Риме, 18 февраля1564г.Его тело тайно быловывезено из Рима иторжественно погребенов усыпальнице знаменитыхфлорентийцев - церквиСанта - Кроче