Древнегреческая вазопись Преподаватель истории, обществознания, МХКМБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна
планЭтапы изготовления ваз(в картинках)Формы античной керамикиКерамические плитыВотивные табличкиТерракотовые статуэткиТри способа изготовления сосудовФормы и назначение сосудов Типы росписей сосудов
Этапы изготовления ваз(в картинках)
Формы античной керамики
Керамические плиты В 7—6 вв. до н. э. греки изготавливали не только посуду, применяя при этом гончарный круг, но и плоские керамические плиты, предназначавшиеся для облицовки зданий, которые в архаическую эпоху строились из дерева и песчанистой глины. Об этом свидетельствуют находки — плиты из обожженной глины с нанесенными на них цветными рисунками, применявшиеся для отделки фризов. Ведущее место в развитии строительной керамики занимал Коринф Такими являются расписные метоны храма Аполлона в Терме (3-я четверть 7 в. до н. э.).
Вотивные таблички Мастера 7 и особенно 6 в. до н. э. создавали небольшие произведения на керамических плитках-табличках, так называемые пинаки. Пинаки обычно имели вотивный характер, то есть приносились в дар храму. Хотя исследователи иногда считают пинаки первыми образцами станковой живописи, они были исполнены в декоративно-монументальном плане.
Вотивные таблички На этой глиняной табличке изображены Гермес и Афродита. На протянутой руке Афродиты стоит крылатый Эрос; в другой ее руке цветок. Между богами находится сосуд для сжигания ладана (thymiaterion) — распространенного приношения Афродите. Отверстия вверху указывают на то, что табличка висела в святилище в качестве вотивного подношения. Афродита и Гермес.Табличка из Локри (Калабрия).Терракота. Ок. 475—450 гг. до н. э.Мюнхен, Государственное античное собрание.
Терракотовые статуэтки Широко была распространена в античном мире круглая керамическая скульптура. Особенно прославился такой скульптурой маленький городок Танагра. Здесь в III веке до н. э. достигло расцвета искусство маленьких (5-30 см) терракотовых статуэток. Они изображали сцены их жизни и либо служили детскими игрушками, либо опускались в могилу .
Три способа изготовления сосудов
Три способа изготовления сосудов Лепка в ручную Гончарный круг Формовочный штамп(негативы)
типы росписей сосудов
Камарес Камарес (лат. Kamares) — стиль росписи керамических изделий, получивший распространение в ранний дворцовый период на острове Крит 1900 г. — 1650 гг. до н. э.. Название стилю дала местность в центральной части острова, где в гроте и были впервые обнаружены вазы в этом стиле. Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами. Которые наносятся белой краской на чёрный матовый фонМорском стиль украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Образцы критской керамики 1700-1500 гг. до н.э. Морской стиль и стиль Камарес.
Геометрический стиль Был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 г. до н.э. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря. Геометрический орнамент представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами. Кратер с крышкой, увенчанной небольшой гидрия. Середина 8-го века до н.э.
Ковровый стиль Восточный, или ковровый стиль вазописи пришел на смену геометрическому в VIII в. до н.э. и просуществовал до VI в. до нашей эры.. Второе название стиля – ковровый, объясняется тем, что рисунок на поверхность вазы наносился сплошным ковром, почти без промежутков фона, что способствовало гармоничной связи орнамента с поверхностью сосуда. Фризовое построение орнамента сохраняется, но фризы становятся шире. Сюжеты росписи чаще всего были мифологические. Восточные вазы чаще делали из светлой желтой глины, цвет лака для росписи был коричневый, но использовались также красная и белая краски. Одним из крупнейших центров изготовления такой керамики был город Коринф. ПИКСИДАКоринф, Греция. Конец первой четверти VI в. до н.э. КИЛИККоринф, Греция. Первая четверть VI в. до н.э. АРИБАЛЛКоринф, Греция. Первая четверть VI в. до н.э.
Чернофигурный стиль Гидрия.Ахилл и убитый ГекторДревняя Греция, Аттика. 510-е гг. до н.э.Чернофигурная роспись. Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожженной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет.
краснофигурный стиль СтамносДревняя Греция, Аттика. Около 440-435 гг. до н.э.Краснофигурная роспись. Выс. 39.8 см Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого Стамнос - сосуд для вина с двумя горизонтальными ручками и широким горлом
Вазопись по белому фону Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов. Лекиф. Древняя Греция,450-440 гг. до н.э. Арибал - небольшой туалетный сосуд для ароматических масел, округлый, с узким невысоким горлом и плоским поддоном, обычно расписной.Шаровидное туловище арибалла удобно для охвата рукой. Алабастр (сосуд для масла) мог использоваться и атлетом,, и женщиной, применявшей душистое масло как духи.
Формы и назначения сосудов
Составные части древнегреческого сосуда
Амфора. Аполлон, Гермес и Сирена. Мастер Качелей. Древняя Греция, Аттика. 540-530 гг. до н.э.
Гидрия. Снаряжение колесницыМастер Антимена.Древняя Греция, Аттика. 530-е гг. до н.э. Гидрия-кальпида. Ахил у источникаБерлинский мастер.Древняя Греция, Аттика. Около 500 гг. до н.э. Гидрия. Спор Афины с ПосейдономДревняя Греция, Афины. Последняя четверть 4 в. до н.э.
Кратер чернофигурный Кентавромахия. Аттика .Ок. 520 г. до н. э.Высота 42 см; диаметр венчика 33 см; диаметр подставки 17,7 см. КРАСНОФИГУРНЫЙ КРАТЕР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГЕРМЕСА И МЛАДЕНЦА ДИОНИСААттика, Греция. 460–450 до н.э. Мастер Виллы ДжулиаВ. 40,7; Ø венчика 41,5
килики КИЛИК ИЗОБРАЖЕНИЕ ВСАДНИКОВ И КОМАСТОВКоринф, Греция. Первая четверть VI в. до н.э. Мастер КавалькадыГлина, оливково-коричневый лак, лиловато-красный пурпурВ. 14; Ø тулова 29,7
килики Килик Дионис, силены и менадыДревняя Греция, Аттика550-540-е гг. до н.э.Глина; чернофигурная роспись. 35.6 см Килик. Сцена сраженияМастер Докимасии.Древняя Греция, Аттика. Около 480 г. до н.э.Глина; краснофигурная роспись. Выс. 9.6 см Килик Гибель Трои: спасение АсканияМастер Телефа.Древняя Греция, Аттика. Около 480-470 гг. до н.э.Глина; краснофигурная роспись. Диам. 30.2 см
скифосы КРАСНОФИГУРНЫЙ СКИФОС С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДИОНИСА И СИЛЕНААттика, Греция. Ок. 460 до н.э. Мастер ЛьюисГлина, черный лак, белая краскаВ. 18,3; Ø устья 21,7; Ø основания 13,8
канфары Двуликий канфарДревняя Греция, Аттика. 490-480 гг. до н.э.Глина; краснофигурная роспись. Выс. 17.7 см Канфар. Борьба Геракла со львомМастер Никосфена.Древняя Греция, Аттика. Около 480 г. до н.э.Глина; краснофигурная роспись. Выс. 32.5 см
киаф Киаф (греч. kyaphos — "кружка, ковш") назывался ковшик, с помощью которого наливали вино из кратеров в килики. Они имеют колоколовидное тулово с широким устьем и высокую петлеобразную ручку, обычно украшенную вверху шипом, а в средней части иногда связанную горизонтальной перемычкой. Киаф. СфинксДревняя Греция, Аттика. 520-е гг. до н.э.Глина; чернофигурная роспись,. Выс. 15.4 см
ойнохойи Ойнохоя. Аполлон преследует юную женщинуДревняя Греция, Аттика. 440 до н.э.Глина; краснофигурная роспись. Выс. 18.5 см ОйнохояДревняя Греция, 2 в.Глина; Выс. 20.4 см Ойнохоя в форме женской головыДревняя Греция, Аттика. Конец 6 в. до н.э.Глина; краснофигурная роспись. Выс. 27.7 см
ЛекифДревняя Греция, Аттика. Вторая четверть 5 в. до н.э. ЛекифСкорбящий юноша у надгробия Древняя Греция, Аттика. 440-е гг. до н.э. Лекиф. Артемида и лебедьДревняя Греция, Аттика. Около 490 г. до н.э.Глина; краснофигурная роспись. Выс. 38 см
Пелика. Герма и алтарь. Оборот: два юношиДревняя Греция, Аттика. Около 480 г. до н.э.Глина; краснофигурная роспись. Выс. 10.6 см
пифос
Источники http://informvest.ru/156-grecheskaya-monumentalnaya-zhivopis.htmlhttp://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=239303422http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st001.shtmlhttp://kopilca.ru/keramika-svoimi-rukami/http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/130001019http://dic.academic.ru/contents.nsf/bse/http://www.antic-art.ru/data/greece_archaic/41_piksida/index.phphttp://www.antic-art.ru/data/greece_classic/66_red_pelica/index.phphttp://centant.spbu.ru/centrum/publik/nikituk/byt/index.htmhttp://www.sno.pro1.ru/projects/gallery/index.php/http://www.namuseum.gr/collections/sculpture/classical/classic04-gr.html