Особенности изобразительного искусства исламских стран.
Изобразительное искусство ислама представлено различными видами орнамента, каллиграфией и книжной миниатюрой.
Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска (фр. «арабский»). Это сложный линейно-геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. Его линии плавны и симметричны.
Не случайно восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и музыка, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей.
В культуре мусульманского востока особенно высоко ценилось искусство каллиграфии, тесно связанное с искусством арабески. Согласно учению пророка Мухаммеда, «письмо – половина знания», поэтому ислам признавал божественное происхождение письма. Чистота письма считалось признаком чистоты души.
На написание буквы влияет ее место в слове (в начале, середине и в конце слова). В «Трактате о каллиграфии» (XV-XVI в.) говорится о соблюдении параллельности в расположении букв и их пропорциональности. На Востоке ценилось не количество написанного и быстрота, а качество исполнения. Искусство каллиграфии.
Страница Корана. Куфическое письмо. IX в. В VII в. возник прямолинейный, угловатый почерк куфи
Иногда надпись представляет собой законченное художественное целое – фриз или панно.
Литература и музыка Арабского Востока
Литература и музыка Арабского Востока Поистине волшебной силой обладают стихи основоположника персидской литературы Рудаки (860-941). Рудаки. (около 860-941 гг.)
Вершиной мировой литературы является поэма «Шахнаме» персидского и таджикского поэта Фирдоуси (ок. 940-1020 или 1030), созданная на основе мифологии, фольклорных эпических сказаний, исторических легенд и стихотворных летописей. «Шахнаме» рассказывает историю царей, последовательно сменявших друг друга до завоевании Персии арабами в середине VII в. Это поэма о борьбе добра со злом, о преданности Родине, о трудном выборе жизненного пути. Не все одинаковы в жизни пути: Ты выдумкой повесть мою не почти;Согласна в ней с разумом каждая речь,Хоть мысль доводилось мне в символ облечь. Фирдоуси (около 940-1020 или 1030 гг.)
Миниатюра на сюжет «Шахнаме»
Великий азербайджанский поэт Низами (ок. 1141-1209) поведал о превратностях судьбы и поэтически воспел трогательную любовь Лейли и Меджнуна. Их любовь, неотделимая от человеческого достоинства, несовместимая с суетой, в конечном счете оказывается сильнее страха и небытия. Низами. (около 1141-1209 гг.)
Персидскую и таджикскую лирику невозможно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма (ок. 1048-после 1122). В его всемирно известных философских четверостишьях – рубаи – звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье. Бесценно каждое мгновенье, проведенное рядом с возлюбленной.Как прекрасны и как неизменно новыИ румянец любимой, и зелень травы!Будь веселым и ты: не скорби о минувшем,Не тверди, обливаясь слезами: «Увы!»Омар Хайям. (около 1048-после 1122 гг.)
Много лет размышлял я над жизнью земной,Непонятного нет для меня под луной.Мне известно, что мне ничего неизвестно! –Вот последняя правда, открытая мной.Этот мир – эти горы, долины, моря –Как волшебный фонарь. Словно лампа – заря.Жизнь твоя – на стекло нанесенный рисунок,Неподвижно застывший внутри фонаря.
Из толкового словаряРубаи – философские сентенции Сентенция – (Лат. Мнение, суждение) Имеет два значения: 1) изречение морального характера, нравоучение; 2) юридический приговор.
Анализ рубаиБлагородство и подлость, отвага и страх – Все с рожденья заложено в наших телах. Мы с рожденья не станем ни лучше, ни хуже Мы такие, какими нас создал Аллах! - В чем смысл данного рубаи? - Можем ли мы назвать Омара Хайяма вольнодумцем?
Анализ рубаиЛучше впасть в нищету, голодать или красть, Чем в число блюдолизов презренных попасть. Лучше кости глодать, чем прельститься сластями За столом у мерзавцев, имеющих власть. - Какова тема данного рубаи?
Анализ рубаиПить Аллах не велит не умеющим пить, С кем попало, без памяти смеющим пить, Но не мудрым мужам, соблюдающим меру, Безусловное право имеющим пить! - Какому принципу ислама противоречит данное рубаи?
Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь, Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь, Ни былой, ни грядущей минуте не верь, Верь минуте текущей – будь счастлив теперь!
Миниатюра на сюжет «Рубаи» Омара Хайяма.
Проверочная работа:Какое влияние оказали религиозные верования мусульман на становление и особенности развития художественной культуры?Почему ученые сравнивали восточный орнамент с « музыкой для глаз»?Как вы думаете, почему мусульманское искусство не терпит пустоты?Сочините рубаи в стиле Омара Хайяма.