Пасха. Пасхальные сюжеты в живописи.
Пасха (греч. πάσχα, от ивр. פסח песах, букв. с евр. «прохождение мимо») — «исход», «освобождение» - главный христианский праздник годового литургического цикла. Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа
Я.Полонский «Пасхальные вести»Весть, что люди стали мучить Бога, К нам на север принесли грачи…Потемнели хвойные трущобы, Тихие заплакали ключи…На буграх каменья обнажили Лысины, покрытые в мороз…И на камни стали падать слезыЗлой зимой очищенных берез.И другие вести, горше первой,Принесли скворцы в лесную глушь:На кресте распятый ,всех прощая Умер Бог, Спаситель наших душ.От таких вестей сгустились тучи, Воздух бурным зашумел дождем…Поднялись – морями стали рекиИ в горах пронесся первый гром.Третья весть была необычайна:Бог воскрес и смерть побеждена!Эту весть победную примчала Богом воскрешенная весна…И кругом леса зазеленели, И теплом дохнула грудь земли, И, внимая трелям соловьиным ,Ландыши и розы зацвели.
Пасхе предшествует Страстная седьмица. Эти семь дней установлены в память о страданиях Иисуса Христа.Начинается Страстная Неделя Входом Господа в Иерусалим.
С Великого Понедельника начинается подготовка к Пасхе.В этот день звучит притча о смоковнице, которая не приносила плодов. В Великий Вторник звучат притчи о верном и неверном рабе, о десяти девах, о талантах, о Страшном суде.В Великую Среду вспоминают грешницу, помазавшую ноги Иисуса Христа дорогим маслом
С Великим Четвергом связаны умовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайная Вечеря, молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду и предание Его Иудой.Тайная вечеря – главное событие. Это событие – центр всего христианского богослужения. Великий Четверг называют также чистым четвергом. Множество обрядов Великого четверга было связано с желанием очистить дом от грязи, накопившейся за зиму, от нечисти, затаившейся в углах, предупредить болезни и другие напасти. В этот же день самым тщательным образом вымывают и украшают дом.
В Великую пятницу вспоминают смерть Господа на Кресте. На Иисуса надели багряницу и терновый венок из колючек, бичевали Его. На Голгофе Христа распяли вместе с двумя разбойниками. В 12 часов дня тьма объяла землю и случилось землетрясение.Тело Христа, сняв с креста, обвили пеленами и положили в гроб в скале.А. АльтдорферРаспятие Христа на Кресте
В Великую Субботу приходит черёд для памяти о погребении Иисуса Христа, о пребывании Его тела во гробе, о сошествии в ад для возвещения победы над смертью. П. Рубенс. Оплакивание Христа
Воскресение ХристовоВ воскресение к пещере, где был погребен Иисус Христос, пришла Мария Магдалина с драгоценным маслом, чтобы омыть израненное тело Господа, и увидела, что пещера пуста. Мария первой увидела воскресшего Христа. В церквах в пасхальную ночь звучит радостная песньХристос воскрес из мертвых,смертию смерть поправи сущим во гробах живот даровав.
У иудеев был древний обычай во дни торжеств преподносить различные дары императору, священным лицам, старейшинам. Лица состоятельные приносили в дар золото, драгоценности, а неимущие – яйца домашней птицы. Именно этот древний обычай и выполнила Мария Магдалина, придя к римскому императору Тиберию. Она подала ему яйцо с возгласом: - Христос воскресе! Император усомнился в возможности для смертного воскреснуть из мертвых: - В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яичко может стать красным! И в тот миг белое яйцо стало алым. В.Верещагин Визит Марии Магдалины к Императору Тиберию
Художник изобразил момент въезда Иисуса Христа в Иерусалим. Сотни людей вышли на встречу со Спасителем с пальмовыми ветвями. Люди с радостью встречают Христа. Но сам Спаситель серьезен. Он знает, что его ждет .Дуччо ди БуонинсеньяВъезд в Иерусалим
Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в «Тайной вечере», была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня». Леонардо заставляет каждого из них по-своему реагировать на произнесённые Христом слова. Он объединяет Иуду в одну группу со всеми прочими апостолами, но придаёт ему такие черты, которые позволяют внимательному зрителю сразу же опознать его среди двенадцати учеников Христа.
В центре большого горизонтального полотна изображен Христос в трех ипостасях — как сын, сошедший на Землю, Он сидит за столом со своими учениками, но потом мы замечаем, что Он вовсе и не сидит за столом, а погружен по пояс в воду — то есть крестится водой, или духом святым, тем самым воплощая вторую ипостась троицы, ". а над Ним призрачно высится мужской торс, словно часть композиции "Вознесение" — возвращение к Богу Отцу. Апостолы изображены низко склонившими головы на стол — они словно поклоняются Христу (или спят!) — в этом случае есть напоминание об евангельском тексте, содержащем просьбу Христа не спать, пока Он молит Бога: "Чашу мимо пронеси».
Иконы изображают тайную вечерю – последнюю вечернюютрапезу Иисуса Христа с апостолами. Христос подытожил то, чему Он учил, и дал последние наставления Своим ученикам: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга...". Он посвятил Своих учеников в таинство причащения, благословив хлеб, Он преломил его и раздал со словами: "ядите: сие есть Тело Мое", взяв чашу с вином, сказал: "сие есть Кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Именно здесь Он сказал, что один из учеников предаст Его, и что Петр трижды отречется от Него еще сегодня.
Ученики недоуменно и испуганно смотрят друг на друга. Предатель указан: Иуда в красных одеждах наклонился, протягивая руку к столу. Интересно, что Иуда повторяет позу Иоанна - любимого ученика Иисуса, склонившегося к Учителю. Внешне, за одинаковыми движениями и позами невозможно различить преданность и предательство, лицо Иуды не отличается от лиц других апостолов.
Эту картину назвали «Тайной вечерей третьего тысячелетия. Опять наваливается страшное, новое, неожиданное. Появилась новая неуверенность в будущемНа фреске Леонардо да Винчи Христос смотрит на хлеб, у других авторов — на небо. Но мир изменился. Как будто все проснулись. На этой картине Христос повернулся и смотрит на мир трагическим взглядом, с укором и в то же время с любовью, пониманием. Смотрит на каждого из нас. В душу. «Тайную вечерю» до сих пор писали только художники-мужчины , и вот перед нами картина женщины, художника Наталии Царьковой.
Тихо и печально удаляются ученики, обернулся к двери Иоанн, Христос застыл, глядя в небо. Здесь нет изображения самого моления, но в особом душевном томлении и тишине, разливающейся по всему холсту, — предчувствие трагичности и непостижимости для человеческого разума последующих событий. Н. Н. Ге. Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад.
Войдя в сад, Христос оставляет наиболее близких ему Петра и обоих сыновей Зеведеевых, Иоанна и Иакова, и просит: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» Дважды потом прерывает Христос свою молитву и, видя всех троих спящими, пытается убедить, усовестить их: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». А. Иванов. Христос в Гефсиманском саду.
Предвидя все грядущие страдания, все муки креста, Он ужасается им. Его молитвенное состояние доходит до предела, до грани человеческих сил. Какое страшное испытание знать, что Отец Небесный может спасти от всех мучений, но, отказавшись от всемогущества, побороть себя, перешагнуть пустоту и после молитвы быть готовым непреклонно «творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Наконец, «приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» Гефсиманское моление закончилось.В. А. Котарбинский Моление о чаше.
Жуткий час одиночества и отчуждения переживает Христос: нет утешения и поддержки даже в самых близких и действительно любящих Его учениках. Но еще более напряженно продолжает Он свою молитву. О чем же она? «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Человеческое естество Сына Божьего скорбит и тоскует.
В картине В. Г. Перова «Христос в Гефсиманском саду» распластана ниц фигура Иисуса Христа. Перов выбирает самый драматичный момент сюжета, художник показывает полное одиночество и глубочайшее погружение в молитву, в которой слились нераздельно жажда жизни и готовность принести себя в жертву.Весь трагедийный накал мастерски поддержан пейзажем. В картине внутренняя напряженность искривленных, узловатых стволов старых олив усиливается тем, что их кроны срезаны верхней рамой, раздвоенные ветви напоминают плакальщиц со вскинутыми вверх руками
И вот со множеством народа пришел Иуда. Иуда целует Христа. Апостолы в страхе отворачиваются. С этого момента начинаются страсти Господни...Лицо Иуды на иконе не отмечено какими-либо неприятными чертами. Иконописец не считает себя вправе судить. Да и само предательство потому и является самым низким обманом, что прячется под маской преданности. Лицо Иуды — "как у всех"...
В Западной Европе с освоением концепции свободы воли утвердилось бесспорное осуждение Иуды: он мог не предать Христа, но в свободе своего выбора пошел по пути предательства. Это сразу же нашло свое выражение в живописи. Иуду стали изображать так, что по его отталкивающему лицу сразу же становилось ясно — он предатель. Одним из первых таким изобразил Иуду Джотто.
Выдающиеся художники в разное время изображали крестный путь Христа на Голгофу.
Критики обвинили художника в том, что образ Христа написан без всякого намека на Божественную природу и лишен какого-либо человеческого героизма… Но картина нашла отклик в сердцах зрителей. Есть предположение, что картина вдохновила М. Булгакова на создание романа в романе «Мастер и Маргарита». И у Булгакова, и у Ге беззащитность становится силой, стоящей на пути зла. В картине «Голгофа» показано предельное уничижение Сына Человеческого. Его страдающая душа передана в фигуре человека в грязном хитоне, который с отчаянием хватается за голову, услышав смертный приговор. Рука обвинителя символизирует страшный крик «Распни!», указующий перст усиливает эффект отчаяния, подавленности и катастрофы. Рядом с Иисусом стоят два разбойника с жуткими лицами .Как затравленные звери, они озираются вокруг. Колорит картины тоже жуткий – серый, грязный, агрессивный.
Картина передает напряжение, бурное движение. Сложное положение фигур, изогнутые позы, резкие контрасты светотени доносят до зрителя весь трагизм изображаемого художником события.
На картине Паоло Веронезе изобразил тот момент, когда тьма начала закрывать небеса. Застывшая в скорби фигура в желтом Марии. Вся картина проникнута чувством страдания.
Это один из бесспорных шедевров Джотто. Поражает композиция фрески: скала, летящая вниз из верхнего угла , сразу указывает на главное – тело Христа. Сухое дерево наверху скалы символизирует скорбь, охватившую участников этого события. Группа , нависшая над телом Христа, ещё более усиливает беспомощность распростертого тела Спасителя. Поразительны фигуры двух апостолов, в знак скорби набросивших на головы капюшоны. Их массивность и монументальность ещё больше подчеркивает контраст между ними и бесплотными летящими в небесах рыдающими ангелами.
Многие художники обращались к этой теме. Вверху картина А. ван Дейка «Оплакивание Христа», а справа - работа А. Дюрера с тем же названием.
Художник изобразил группу людей, стоящих у входа в пещеру на плите, которая нависает над пустотой могилы. Иосиф и Никодим опускают в могилу бездыханное тело Христа. За ними стоят Богоматерь, сестра Лазаря и Мария Магдалина. Фигура Никодима передает суровую скорбь, Глубокая печаль на лицах Богоматери и сестры Лазаря. Мария Магдалина изображена с поднятым вверх в немом крике лицом и вскинутыми руками. Увеличивает драматизм ситуации цветовой строй картины.
Кейп Герит. Ангел отваливает камень от гроба Господня.Мария Магдалина, Богоматерь и другие женщины отправились к могиле Иисуса Христа, неся ароматные масла. Они говорили: кто отвалит камень от двери гроба. И вот сделалось великое землетрясение: Ангел Господень отвалил камень и сидел на нем. Вид его был как молния, и одежда его была как снег. А стерегущие могилу пришли в трепет и стали, как мертвые.
Дель Пино.Воскресение ХристаХудожник запечатлелчудесный момент воскресения Спасителя. В божественном сиянии появляется фигура Иисуса Христа.
В середине 30х гг. художник вновь обратился к сюжетам из Библии. В картине «Явление Христа Марии Магдалине» классическая правильность поз и жестов героев сочетается с христианской просветлённостью их лиц, ощущением чуда. Особенно выразительна фигура Марии Магдалины: она поднимается с колен навстречу Христу, протягивая к Нему руки. Христос жестом останавливает её. Его образ соответствует академическим канонам красоты. Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине
Веронезе Явление Христа Марии МагдалинеКорреджоЯвление Христа Марии Магдалине
Дучо ди Буонинсенья.Явление Христа ученикам на горе ГалилейскойХудожник изобразил воскресшего Христа перед учениками. Напряженные лица апостолов, их устремленность к Учителю – все передает важность запечатленного момента.
Список литературыБеллози Л. Джотто. - М.Слово. 1996. – 167с.Вазинская ». Т. Я Искусство. - Минск, «Лимариус»,1997. – 384с.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М. «Современник».1996. - 493с.Городова М. Воскресение Христа //»Крестьянка» . – 2005, № 5. - С. 28 -30.Дунаев М. Своеобразие русской религиозной живописи XII—XX веков. - М., 1997. - 286с.Ермолаева Е. Питер Пауль Рубенс. // Искусство. - 2005 . № 22 - С.8-9Искусство. Энциклопедия. Т.1. – «Аванта +», 2001. – 703с.Корн И. Шедевры мирового искусства. – Минск: Белфакс. 2000. - 128с.Медкова Е. , Сартран М. Флорентийский ренессанс.// Искусство. 2006 .№ 9 -С. 2- 24.Москалюк М.В. Сюжет Гефсиманского сада в творчестве передвижников. – Минск, 2003.- 123с.Платонова Н. Искусство. Энциклопедия. – М. «Росмэн». 2003 143с. Сапожникова Т. Великие темы жизни. //Искусство. 2005. № 15 - С.5 -8Светлое Воскресение/ Сост.Ганичева М. - Роман – газета. 1995. - 191сФеррье Ж-Л. Краткая история живописи. - М.: Рипол -классик 2004. - 316сЯйленко Е.В. Караваджо. – М.: Олма –Пресс. 2004. – 204с.