Урок по теме: «Основные виды тропов» Цели урока:1.Повторить сведения о художественных средствах выразительности.2.Формировать умение различать тропы .3.Развивать навыки аргументированной речи 4.Воспитывать интерес к художественно-языковой форме произведения.
Средства художественной выразительности: ТропыСтилистические фигуры.
ТРОП- ОБОРОТ РЕЧИ, В КОТОРОМ СЛОВО ИЛИ ЗНАЧЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНО В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
ТРОПЫ: ЭПИТЕТСРАВНЕНИЕМЕТАФОРАОЛИЦЕТВОРЕНИЕМЕТОНИМИЯСИНЕКДОХАПЕРИФРАЗАГИПЕРБОЛАЛИТОТААЛЛЕГОРИЯИРОНИЯ
МЕТАФОРА- СКРЫТОЕ СРАВНЕНИЕ, СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЕННОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ НА ОСНОВЕ СХОДСТВА В КАКОМ-ЛИБО ОТНОШЕННИИ ДВУХ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ЯВЛЕНИЙ.ПРИМЕР: «Деревья в зимнем серебре»; «Ель рукавом мне тропинку завесила»
ПЕРИФРАЗА- ЗАМЕНА СЛОВА ОПИСАТЕЛЬНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ.ПРИМЕР: «Царь зверей»-вместо лев.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТАФОРЫ, СОСТОИТ В ПЕРЕНОСЕ ПРИЗНАКОВ ЖИВОГО СУЩЕСТВА НА ЯВЛЕНИЕЯ ПРИРОДЫ, ПРЕДМЕТЫ.ПРИМЕР: «Робко месяц смотрит в очи»; «Ветер метался по острову».
ГИПЕРБОЛА- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ.ПРИМЕР: «В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках…»
Определите, какие тропы встречаются в отрывках. А) Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь.Б) Седая чародейка.В) Ропот колёс.Г) Безмолвен чёрный лес.