"О все видавшем..." МХК - 11 классУчитель Бармина Л.Н.
Древнее Двуречье От многовековой истории шумеров, стоящих у истоков цивилизации, в наследство человечеству досталась богатейшая культура.Величайшие достижения – шумерской культуры – создание письменности, изобретение колеса, колоссальный вклад в развитие математики, астрономии и тдЖители Двуречья говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установленоСамые известные города Шумера: Ур,Урук, Ниппе, Киш, Лагаш,
Города – государства, возникшие на территории Мессопотамии, имели множество богов.Со временем в Двуречье стала формироваться система мифов, повествующих о роли богов в возникновении мироздания и людей, об их мудрости и сверхестественной мощи, о подвигах и деяниях героев.Была выработана более или менее стройна религиозная теорияСведения о богах и их родственных связях содержатся в так называемых родословных спискахСамая авторитетная и признанная из них считается «родословная из Фары», составленная жрецами в XXVI в. до н. э
Главный бог Ан (Небо) и его супруга КИ (Земля) АН" - первое Имя Всевышнего в человеческой истории.Он появился в тот момент, когда небеса и земля были слиты в нераздельное целое и существовала только Намму, праматерь всего сущегоОна произвела на свет первых богов – Небо и ЗемлюВладыкой неба стал АН
Гильгамеш Гильгамеш — царь (лугаль) шумерского города Урука, правил в конце XXVII — начале XXVI веков до н. э. и прожил около 126 летПосле смерти Гильгамеш был обожествлен, а рассказы о нем собраны вместе , переработаны и записаны на 12 обожженных глиняных табличках на шумерском, аккадском и старовавилонском языкахЭпос о Гильгамыше сохранился благодаря ассирийскому царю Ашшурбанапалу
Краткое содержание шумерийского эпоса “Сказание о Гильгамеше” "Эпос о Гильгамеше" представляет интерес для читателя нашего времени не только как высшее достижение художественно-философской мысли одной из первых цивилаций мира, но и как древнейшая из известных нам крупных поэм (она старше "Илиады" более чем на тысячу лет).
История, рассказанная, древним заклинателем, начиналась так: О все видавшем до края мира, О познавшем моря, перешедшем все горы, О врагов покорившем вместе с другом,О постигшем премудрость, о все проницавшем
Начинается поэма восхвалением Гильгамеша и его города Урука. Гильгамеш герой-воин, царь Урука, неугомонный воин, не знающий соперников и не умеющий обуздывать свои желания, угнетает горожан.В отчаянии жители Урука начинают взывать к богам. По просьбе богов, обеспокоенных жалобами жителей Урука на их своенравного и буйного владыку - могучего Гильгамеша богиня Аруру создает дикого человека Энкиду - он должен противостоять Гильгамешу и победить его.
Поэма о Гильгемаше условно разделена на четыре части:
Энкиду Энкиду — (возможно, от шумерского «владыка, создавший землю»), в шумеро-аккадской мифологии — герой, соратник и друг Гильгамеша, его побратим, созданный богиней Аруру по просьбе богов как соперник (и двойник?) Гильгамеша.Тело Энкиду покрыто шерстью, он не знает цивилизации, живёт в степи, близок диким животным, защищает их от охотников. Встреча с Гильгамешем, героем, равным ему по силе, преображает Энкиду. Он принимает участие в подвигах Гильгамеша, призывает Гильгамеша к героическим поступкам.
Хумбаба Хумбаба - лесное чудовище в чеченских легендах — в шумеро-аккадской мифологии чудовищный страж кедровых лесов в горах Ливана, которого победили герои Гильгамеш и Энкиду.По другим данным Хумбаба - бог зловония и разложения с гниющими потрохами вместо лица, ездящий верхом на шепчущем южном ветре.
Гильгамеш и Энкиду совершают множество подвигов. Они убивают стража кедрового леса Хуваву (Хумбабу) в далекой стране.
Одно приключение влечет за собой другое. Едва герои успевают вернуться в Урук, как богиня любви и сладострастия Иштар влюбляется в красавца Гильгамеша.
Суля ему всяческие блага, Иштар уговаривает Гильгамеша разделить ее любовь. Но Гильгамеш уже не тот неукротимый невоздержанный тиран, каким был прежде. Он прекрасно знает, что у богини было множество возлюбленных и что она никому не верна. Поэтому он высмеивает ее предложение и отвергает любовь. Разочарованная и жестоко оскорбленная Иштар просит Бога неба Ана наслать на Урук небесного быка, чтобы тот убил Гильгамеша. Небесный бык спускается в Урук и начинает сеять вокруг гибель и опустошение, истребляя сотни воинов.
Гильгамеш и Энкиду вступают с ним в бой. Могучим объединенным натиском им удается убить чудовище За участие в убийстве Хувавы и небесного быка Энкиду приговорен богами к ранней смерти. Двенадцать дней длится его болезнь, а на тринадцатый он испускает дух на глазах своего друга Гильгамеша. Сломленный горем и собственным бессилием перед лицом судьбы, с этого мгновения его не покидает тоскливая мысль о том, что рано или поздно ему уготован такой же конец, как и Энкиду - неизбежная смерть.
В поисках бессмертия Гильгамеша не утешают ни совершенные им подвиги, ни слава. Теперь его измученная душа жаждет бессмертия. Он проходит подземным путем бога солнца Шамаша, сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, посещает чудесный сад и переправляется через воды смерти на остров, где обитает Ут-напишти - единственный человек, обретший бессмертие. Ут-напишти рассказывает Гильгамешу про всемирный потоп, после которого он получил из рук богов вечную жизнь. Но для Гильгамеша, говорит Ут-напишти, второй раз совет богов не соберется. Жена Ут-напишти, жалея Гильгамеша, уговаривает мужа подарить ему что-нибудь на прощание, и тот открывает ему тайну вечной жизни. Он рассказывает Гильгамешу, где добыть волшебную траву молодости. Она растет на дне моря! И вот Гильгамеш погружается в морскую бездну, срывает траву и спешит вернуться в Урук
Однако боги рассудили по-иному. Во время купания богатыря змея похищает драгоценную траву, съев ее, она сразу же помолодела, при этом сбросила кожу.Опечаленный Гильгамеш возвращается в Урук и находит утешение, любуясь родным городом.
Гильгамеш со львом
Сцена из Эпоса о Гильгамеше: царь убивает льва.
Гильгамеш борется со львом.
Гильгамеш и два быкоподобных существа, поддерживающих солнечный димкТерракотовый рельефТерракота (от итал. terra — земля, глина и cotta — обожжённая) — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением
Лейтмотив поэмы - недостижимость для человека участи богов, тщетность человеческих усилий в попытках получить бессмертие. Концовка эпоса подчеркивает мысль, что единственно доступное человеку бессмертие - это память о его славных делах. Таково вкратце содержание вавилонского "Эпоса о Гильгамеше", сохранившегося на первых одиннадцати клинописных табличка
Проверим ДА или НЕТ 1.Мессопотамия - это древнейшая цивилизация, народом которой был создан эпос о Гильгамеше
2.Гильгамеш правил городом УР3.Бессмертным сделали Гильгамеша боги4.МИ называлась в мифологии Двуречья таблица судеб
5. Гильгамеш прожил около 126 лет6.Рассказы о Гильгамеше были записаны на каменных дощечка 7.Шерстью покрыто все его тело, Подобно женщине, волосы носит, Пряди волос как хлеба густые; Вместе с газелями ест он травы Вместе со зверями к водопою теснится…Это ЭНКИДУ
Правильный ответ 1- да 2 – нет 3 – нет 4 – нет 5 – да 6 – нет 7 - да
Оценивание
Домашнее задание П.9 1)Прочитать (ответить на понравившийся вопрос на стр.93)2)Стр.94-97 – выразительное чтение произведений Древнего мира