Национальная портретная галерея Конец XVII – начало XX века Государственный исторический музей П. Жарков. Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме. 1791
Человек – главный предмет искусства.В.О. Ключевский Выставка представляет в лицах и в хронологической последовательности историю России от времени правления первых русских царей династии Романовых до 1910-х гг. Каждый из трех крупных музеев продемонстрировал своеобразие своей коллекции и яркие типы национального характера. В Русском музее хранятся портреты царей, императоров, сановников. В ГТГ представлены портреты интеллигенции 1870–1890-х гг. и начала ХХ в. Собрание Государственного исторического музея знаменито многочисленными портретами, представляющими разные сословные группы Российской империи – дворянство, купечество, крестьянство, духовенство, военных.
Первые портреты бояр, царей, духовенства русские художники писали в традициях парсуны. Неизвестный художник. Портрет царя Алексея Михайловича2-я половина XVII в. Неизвестный художник. Портрет царя Федора Михайловича 1680-е
XVIII столетие в России считают периодом, когда национальное самосознание и высокое чувство патриотизма с наибольшей силой проявились в русской культуре и прежде всего в живописном портрете, где все внимание концентрировалось на личности изображаемого. Hеизвестный художник. Аллегория Полтавской победы(Апофеоз Петра I). Начало 1710-х Неизвестный художник. Портрет князя Я.Ф. ДолшоруковаКонец XVII – начало XVIII в.
«Держат» экспозицию выставки крупные эффектные парадные портреты русских царей, императоров, императриц. Ф. Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II. 1770 А. Швабе. Конный портрет Николая I. 1843
Ф. Шубин. Екатерина II. 1770-е Неизвестный художник. Портрет графа Никиты Ивановича Панина. 1770-е Ф. Рокотов. Портрет графа Петра Ивановича Панина. 1770-е
Во второй половине XVIII в. художники стремились передавать в портретах характерную позу модели, обогащали композицию разными атрибутами, заполняя пространство предметами мебели и старинными вазами. В. Боровиковский. Портрет графа Н.П. Шереметева. 1819 Ж.Л. Девельи. Портрет А.Г. Орлова и Г.Г. Орлова. 1770
П. Веденецкий. Портрет изобретателя Кулибина. 1818 Портрет Екатерины Дашковой в ссылке (1796) итальянского художника Сальваторе Тончи, известен сейчас только в виде гравюр и поздних копий. Специалисты не исключают, что данный живописный портрет мог быть написан как раз с гравюры, а не с оригинала.
Английский живописец, гравер, портретист Джордж Доу жил и работал в Петербурге с 1818 по 1828 год. Он – автор эффектного портрета генерал-майора В.И. Каблукова . Каблуков представлен при полном параде, в вицмундире, с орденами и медалями, украшенными драгоценными камнями.
Редкий прижизненный портрет участника Отечественной войны 1812 г. и русско-турецкой войны 1828–1829 гг., губернского предводителя московского дворянства, тайного советника Александра Дмитриевича Черткова – ученого, археолога, историка, нумизмата, библиофила, председателя Московского общества истории и древностей российских при Московском университете, основателя Чертковской библиотеки, действительного члена Петербургской академии наук, учредителя Школы живописи, ваяния и зодчества, почетного члена Русского археологического общества. С. Зарянко. Портрет А.Д. Черткова. 1875
Женские портреты конца XIX – начала XX в. выполнены в стиле академической живописи. К. МаковскийПортрет княгини З.Н. Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон. Около 1895 А. Маковский. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1914 И. Репин. Портрет Николая II. 1896
С середины XIX в. положительный идеал художники находили в образах представителей интеллигенции. О. БразПортрет А.П. Чехова.1898 В. Перов. Портрет В.И. Даля.1872 Л. ПастернакПортрет С. Рахманинова.1910-е Л. ПастернакПортрет В.О. Ключевского. 1909
Экспозиция выставки (http://www.echo.msk.ru) Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу В. Хан-Магомедовой «Искусство» № 6/2012