Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. Вековой юбилей музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина МКОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» Учитель математики, руководитель методического объединения учителей естественнонаучного цикла Сеитова Лариса Ромазановна
ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 — 1837), поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала — "арапа Петра Великого".
Государственный Музей Изобразительных Искусств имени А.С.Пушкина Музей изящных искусств в Москве первоначально был назван в честь императора Александра III, отца царствовавшего в те времена Николая II. Его открытие в 1912 году стало знаменательным событием в культурной жизни царской России. Архитектор Роман Клейн спроектировал здание музея в виде античного храма, - строительство началось еще в 1898 году и велось на общественные средства.Создатель музея, профессор московского университета И. Цветаев, целью своего многолетнего упорного труда ставил организацию при университете своеобразного учебного центра, который даст возможность студентам изучать макеты и копии всемирно известных шедевров. Однако очень скоро университетское собрание пополнилось подлинниками: богатой коллекцией древнеегипетского искусства востоковеда В. Голенищева и картинами итальянских живописцев XII-XIV в.в., подаренных русским дипломатом М. Щекиным.Уже в 20-е годы музей становится собранием уникальных произведений. В него вошли экспонаты из крупнейшей коллекции графа и дипломата Н. Румянцева и другие конфискованные сокровища: полотна немецких, нидерландских, испанских, фламандских, итальянских, французских мастеров. Окончательное формирование картинной галереи произошло благодаря поступлениям из Государственного Эрмитажа. Это были работыкрупнейших европейских живописцев - Боттичелли, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Пуссена, Каналетто, Мурильо.В 1937 году, юбилейном году Пушкина, музею изящных искусств было присвоено имя поэта, а в 1948 Пушкинский музей получил от Музея нового западного искусства великолепную коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов. Это были работы из собраний купцов И. Морозова и С.Щукина. В коллекцию вошли работы Э. Мане, Ренуара, К. Моне, Писсарро, Дега, Сислея, Матисса, Ван Гога, Сезанна, Гогена, Пикассо, Руо, Марке и других.В музее также собраны бесценные подлинные образцы прикладного искусства и западноевропейской скульптуры.
Большую часть первого этажа занимают подлинные произведения. Здесь находятся залы Древнего Египта, древних цивилизаций, античных подлинников, коллекция европейской живописи XIII–XVII веков, а также два зала слепков — Греческий и Итальянский дворики.
В зале искусства Древнего Египта экспонируется около 800 экспонатов, представляющих все периоды истории развития страны фараонов, начиная с IV тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Это деревянные и каменные саркофаги, статуи, рельефы, предметы быта и погребального культа, мумии людей и животных, папирусы, сосуды и украшения, статуэтки божеств и амулеты. Сам зал оформлен архитектурными элементами, характерными для древнеегипетского храма: потолок расписан, ложные балки поддерживаются изящными колоннами в форме связки папируса. Это придает залу особую атмосферу и сразу настраивает входящего на общение с древнеегипетским искусством.Наиболее древние экспонаты египетской коллекции ГМИИ – это каменные орудия труда (ок. VI – V тыс. до н.э.), а также шиферные палетки и глиняные расписные сосуды культур Нагада I – III (IV тыс. до н.э.). Наряду с богатым и разнообразным массовым материалом – жертвенными дарами, происходящими из гробниц и предназначенными для благополучной жизни после смерти – в коллекции ГМИИ представлены выдающиеся произведения древнеегипетского искусства (верхняя часть статуи царя Среднего царства Аменемхета III, статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи, косметическая ложечка Нового царства и другие).
С момента открытия Музея в1912 году зал был предназначен для показа произведений искусства древних народов Передней Азии.В оформлении зала использованы мотивы росписей дворцов ассирийских царей.Зал был построен по проекту С.А. Протопопова в честь Великой княгини Елизаветы Федоровны на средства А.Г. Подгорецкой. Первоначально зал назывался Азиатский (Вавилоно–Ассирийский).
Коллекция из 259 предметов, часто называемая «Золото Трои» или «Сокровище Приама», хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1945 года. Ее составляют предметы, происходящие из кладов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1872–1890 гг. Это различные украшения, сосуды, антропоморфные фигурки, топоры-молотки, изделия из горного хрусталя и т.д. Из семнадцати кладов, с 1881 года хранившихся в Берлине, в Москву попали предметы из 13 – те, что в 1939 году были отнесены немецкими специалистами к категории «невосполнимых» – преимущественно изделия из драгоценных металлов и камня. Другие вещи из тех же кладов, главным образом изготовленные из бронзы и глины, находятся в Государственном Эрмитаже.В зале экспонируются изделия из кладов А, B, D, E, F, Ha, Hb, J, K, L, N, O, R, а также отдельные находки.
Коллекция античных памятников Музея относится к числу наиболее значительных в его собрании, охватывая период с конца III тысячелетия до н.э. по начало IV века. В четырех разделах новой экспозиции представлены самые интересные и характерные памятники основных художественных регионов и центров античного Средиземноморья.Первый раздел – искусство древнего Кипра, острова, лежащего на пересечении морских и торговых путей Восточного Средиземноморья. В его памятниках нашли отражение традиции и черты самых разных культур.Второй раздел посвящен искусству Древней Греции. Особенно разнообразна коллекция расписной керамики, начиная с самых ранних образцов – микенских сосудов XIV–XIII вв. до н.э. со скромным декором, в котором преобладают линеарные мотивы, и до краснофигурных ваз Аттики и Южной Италии IV в. до н.э., украшенных сложными многофигурными композициями, часто на мифологические сюжеты.Третий раздел экспозиции знакомит с искусством Древней Италии, в начале I тысячелетия до н.э. заселенной многочисленными народами – латинами, умбрами, осками, певцетами и другими.Четвертый, заключительный раздел экспозиции посвящен искусству Древнего Рима. Впервые большое место отведено предметам декоративно-прикладного искусства – сосудам из стекла и керамики, мозаикам и фрагментам фресковых росписей, декоративный рельефу и бронзовой утвари, всему тому, что наполняло и украшало повседневный быт римлян.
Зал посвящен археологическим исследованиям ГМИИ им. А.С. Пушкина.Систематические научные раскопки ПАНТИКАПЕЯ были начаты лишь в 1945 году совместной Боспорской экспедицией ГМИИ им. А.С. Пушкина и Институтом истории материальной культуры АН СССР (Институт археологии РАН), созданной по инициативе проф. В.Д. Блаватского. С 1959 по 1976 гг. экспедицию возглавляла заведующая Отделом археологии ГМИИ им. А.С.Пушкина И.Д. Марченко, с 1977 г. по настоящее время ею руководит заведующий Отделом искусства и археологии Древнего мира Музея В.П. Толстиков. Раскопки позволили не только сформировать уникальный раздел коллекции Музея, значительная часть которого представлена в новой экспозиции, но и обогатили науку ценнейшими материалами по истории и архитектуре столицы Боспора. Открыта и воссоздана система застройки значительной части акрополя Пантикапея, о котором сообщает древний географ Страбон. Другой античный автор Диодор Сицилийский свидетельствует, что на акрополе находилась резиденция Спартокидов – басилея. Но этими данными, по существу, ограничиваются сведения об акрополе столицы Боспора. Поэтому особую важность приобретают результаты раскопок Боспорской экспедиции, позволившие впервые наметить этапы формирования центра столицы Боспора.
В этом зале представлены экспонаты Греко-римского периода истории Египта (IV в. до н.э.– IV в. н.э.) и небольшая часть коллекции коптских тканей (IV–VIII вв. н.э.).Экспонаты, относящиеся к Греко-римскому периоду являются красноречивыми свидетельствами проникновения в памятники древних египтян новых пластических решений. Это касается, в частности, расписных гипсовых масок I–II вв., которые, сохранив свое первоначальное назначение – идентифицировать в загробном мире неповторимую индивидуальность умершего, - по точности и реалистичности исполнения сравнимы с древнеримским скульптурным портретом. Эти маски клали на лицо мумии поверх пелены таким образом, что голова оказывалась приподнятой. Тем самым подчеркивалась идея возрождения умершего. Глаза по египетскому обычаю нередко инкрустированы стекловидной пастой, а прически соответствуют римской моде эпохи императоров.Среди памятников римского времени очень важны т.н. фаюмские портреты – написанные темперой или восковыми красками на тонких кипарисовых пластинах и крепившиеся к мумии льняными бинтами поверх пелены, выполняя роль маски мумии. Группа таких масок впервые была обнаружена в Фаюмском оазисе, давшем название всем аналогичным артефактам. Коллекция фаюмских портретов ГМИИ, насчитывающая 22 экземпляра (в зале выставлено 16), принадлежит к числу наилучших собраний этого рода и дает представление о фаюмском портрете на протяжении его развития с к. I в. по IV в., от позднеантичного иллюзионизма до раннехристианской условности. Большинство экспонируемых портретов отличаются искусной манерой письма, ярким и сложным колоритом, выразительностью и достоверностью портретных образов.В зале экспонируются три погребальные пелены римского времени. Такие пелены, в которые заворачивали умерших, были фактически заменой саркофага, т.к. на них, как правило, изображался сам покойный с избранными богами (например, Осирисом и Анубисом), а также писались магические тексты для благополучной загробной жизни.Наглядное представление о мумификации данного периода дает мумия женщины с позолоченной маской и очень декоративно выполненной укладкой бинтов в виде ромбовидных кассет, украшенных бронзовыми бляшками.В зале представлены образцы т.н. коптских тканей – тканых изделий, найденных в греко-римских и христианских погребениях IV – VIII вв. Это предметы одежды, церковного и домашнего обихода: туники, шали, завесы, покрывала, скатерти и др. Они украшались декоративными вставками, как правило, выполненными шерстяными нитями по льняной или шерстяной основе. Мотивы весьма разнообразны: это геометрические и растительные орнаменты, изображения животных, птиц, охоты, мифологических персонажей, библейские сцены. Ткани можно разделить на две группы: двухцветные, или пурпурные, и полихромные, отличающиеся ярким насыщенным колоритом. Изображения на тканях наделялись благопожелательной и охранительной символикой.
Экспонаты этого зала дают возможность проследить переход от средневековой культуры к искусству европейского Возрождения и познакомиться с подлинными произведениями художников Византии и живописных школ Италии XIII– XVI веков.
В зале представлены подлинные произведения немецких и нидерландских художников XV–XVI веков.
В зале представлены образцы фламандской живописи XVII века.
Величайшей фигурой европейского искусства XVII века был Рембрандт Харменс ван Рейн. В облике Рембрандта, в его искусстве поражают не только редкая многогранность таланта (он писал живописные произведения, сюжетные картины, пейзажи, натюрморты, был выдающимся офортистом и рисовальщиком), но и величие человека, пронесшего через всю свою жизнь верность гуманизму и демократическим идеалам.В музее хранятся рисунки, офорты и шесть живописных произведений великого мастера, представленные в экспозиции. Они дают возможность проследить основные этапы творчества художника от написанной в двадцать лет картины «Изгнание торгующих из храма» (1626) до шедевров зрелого мастера – исполненных высокой человечности и мудрого знания жизни психологических портретов и сюжетных композиций.У Рембрандта было много учеников, его искусство оказало значительное влияние на других голландских живописцев. В мастерской Рембрандта изучали искусство других мастеров, но мало копировали, и много работали с натуры. Творческий процесс объединял учителя и учеников. Последние были людьми разного склада и одаренности. Одни, как Гербранд Экхаут, старательно следовали за изменением стиля Рембрандта; другие, как Карел Фабрициус, усвоив уроки учителя, развили его традиции; третьи, как Фердинанд Бол, восприняв некоторые особенности манеры мастера, в угоду партицианским кругам Амстердама отрекались от его заветов и обращались к академической живописи.
Семнадцатое столетие было в Европе «золотым веком живописи». В Италии, Голландии, Фландрии, Испании и во Франции сложились значительные художественные школы. Среди них искусство Голландии занимает особое место. Семь северных нидерландских провинций, объединившись вокруг самой крупной из них, Голландии, одержали победу над испанцами. Исторические судьбы этих земель определились после заключения Утрехтской унии в 1579 году, которая отдала законодательную власть Генеральным штатам, объявила веротерпимость, предоставила особые политические и экономические условия богатым провинциям Голландии и Зеландии. Этим были заложены основы будущей республики, которая получила государственный статус в 1609 году после заключения перемирия с Испанией.Соединенные провинции стали первым в мире буржуазным государством, власть штатгальтера носила здесь номинальный характер, представители дома Оранских были в первую очередь полководцами. Их двор в Гааге не отличался особой пышностью и не оказывал заметного влияния на развитие культуры в стране. Правило в Голландии бюргерство – предприимчивое, расчетливое, практичное. Оно вкладывало капиталы в торговлю и судостроение, пролагало пути в далекие страны Азии и Америки и основывало там колонии. «Эта горсточка людей, – писал глава королевского совета Франции кардинал Ришелье, – владеющих клочком земли, состоящим из вод и выпасов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров».
Греческий дворик – один из самых больших и красивых залов музея, где экспонированы слепки с сохранившихся статуй и рельефов Парфенона (447–432 гг. до н.э.), портик храма Эрехтейон в натуральную величину, портик храма Гефеста на Афинской агоре – торговой площади, а также макет Афинского Акрополя.
Архитектура зала воспроизводит в свободной манере внутренний дворик флорентийского палаццо Барджелло, (в настоящее время в нем располагается городской музей скульптуры Флоренции).Дворец, построенный между 1260–1320 гг., некоторое время служил резиденцией правителя города – подесты, почему имеет и другое название: Палаццо дель Подеста. Внушительные по размерам, подобные дворцы своими масштабами и украшенностью спорили с церковными постройками, утверждая престиж, богатство и могущество нового городского патрициата.Дворец был воздвигнут на рубеже Средних веков и эпохи Возрождения. Об искусстве этих двух этапов развития европейской культуры дают представление экспонаты зала – скульптурные работы ваятелей Германии, Франции и Италии, воспроизведенные в слепках. Воспроизведения шедевров европейской скульптуры выразительно иллюстрируют смену стилей и направлений в искусстве XIII–XVI веков.Первоначально создатели музея назвали этот зал «Христианским двориком», так как представленные в нем экспонаты восходят к художественной традиции, сложившейся на основе религиозно-философского мировоззрения христианства. Позднее появилось название «Итальянский дворик».Центральное место в Итальянском дворике занимают слепки с двух конных монументов, сооруженных в XV веке кондотьерам Гаттамелате и Коллеони по решению Сената Венецианской республики в Падуе и Венеции, и выполненных крупнейшими скульпторами Раннего Возрождения – Донателло и Верроккио, а также статуя Давида Микеланджело – шедевр Высокого Возрождения.Экспозиция Итальянского дворика служит своеобразным введением к разделу скульптуры итальянского Возрождения в коллекции слепков Музея.
Временем наивысшего расцвета искусства и культуры Древней Греции стал V век до н. э., эпоха искусства греческой классики. Ей посвящен зал, получивший название Олимпийского. В гипсовых слепках здесь представлены наиболее известные произведения этого периода. Рубежом, условно отделившим классику от архаики, стали греко-персидские войны (500– 449 гг. до н. э.).