Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество Главная идея архитектуры конца XIV-начала XV веков – объединение мелких княжеств в единое государство под властью Москвы и освобождения от Орды. Выполнила: учитель МХК Чепукова О.В.
Собор Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова монастыря в Москве (1410-1427гг.) Принадлежит к раннемосковскому зодчеству, продолжавшему традиции владимиро-суздальского.
- Цоколь - Лопатки - Капитель - Арки с килевидным завершением - Кокошники
Во второй половине XV столетия в русской архитектуре стали заметны новые строительные тенденции, получившие в тот же период развитие в Италии под названием ренессансные
Успенский собор (1472-1479гг.) Основан в 1327г. по приказу Ивана Калиты. 1472г. – мастера Кривцов и Мышкин. 20 мая 1474г. северная стена собора рухнула, строительство поручили итальянскому архитектору Альберто Фиорованти.
По желанию Ивана III простроен по подобию Успенского собора во Владимире. Архитектор Альберто Аристотель. Назначение: венчались на царство русские цари и императоры, возводились в сан митрополиты и патриархи. Многие из них здесь похоронены. - Апсида - Аркатурный пояс - Прясло - Перспективный - Закомара портал
Особенности интерьера: 1.Нефы стали более широкими и равными по высоте и длине 2. Массивные столбы заменены легкими и тонкими колоннами 3. отсутствие хоров создавало впечатление небывалого простора
Архангельский собор (1505-1508гг.), посвящен архангелу Михаилу, покровителю русских князей и царей. Архитектор Алевиз Новый, в архитектуре сочетаются древнерусские художественные традиции и черты итальянского ренессанса. Назначение: семейная усыпальница рода великих князей (похоронены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы.)
Грановитая (Большая) палата (1487-1491гг.) Строилась по проекту Марко Руффо и Пьетро Солари. Назначение: тронный зал государя, проводились важные заседания, земские соборы, приемы послов и торжественные пиры.
Святые сени
Дальнейшая эволюция московской архитектуры привела к сплаву образа храма-кивория и ренессансных элементов, в результате чего сложился тип столпообразного шатрового храма-монумента. Строительство таких храмов относится к времени правления Василия III и Ивана IV Грозного. Церковь Вознесения в Коломенском (1531 г.) Сооружена по велению Василия III в честь рождения наследника - Ивана IV Грозного
Впервые в древнерусской архитектуре так тонко и изящно была выражена идея вознесения души к Богу: знак материального мира (четверик) плавно переходит в знак бесконечности (восьмерик) и в символ божественного совершенства (треугольники шатровых граней)
Не только стремительная вертикаль храма, но и декор свидетельствуют о разрыве с византийской традицией: - Пилястры, антаблемент, капители напоминают классические традиции; - Прорисованные по плоскостям стен треугольники – о западноевропейской традиции; - Геометрическая вязь кирпичной кладки шатра – об арабо-мусульманской; - Шатровое завершение напоминает язычество.