Буддийские культовые сооружения – символ космоса и божественного присутствия Особенности буддийской пластики и живописи. Выполнила: учитель МХК Чепукова О.В.
Царевич Гаутама Шакьямуни – Будда (Просветленный) Образу Будды придавались гуманистические черты эллинистической скульптуры: мягкость и кротость облика, милосердие в выражении лица. Образ Будды имел канонические отличия от облика простого смертного. В их числе — урна (точка между бровями), ушниша (вырост на голове, покрытый волосами), длинные мочки ушей.
Буддизм – учение достигать умиротворения отказом от желаний, порождающих страдание. 8 заповедей буддизма: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не потворствуй грязным речам, не принимай вреда внутрь себя (алкоголя, дурманов), воздержись от чрезмерного чревоугодия, воздержись от чувственных соблазнов, воздержись от чрезмерной роскоши. Считается особой добродетелью доставлять радость несчастным. Поэтому, кроме содействия нуждающимся и одаривания их, непременной частью церемоний является отпускание на волю из клеток птиц, животных.
Классическая форма буддийского культового сооружения – ступа. Большая ступа. I в. до н.э. Санчи
Сакральный план ступы символизирует космос и божественное присутствие. 3 буддийские ценности: Будда, учение, монашеская община.
Ворота отмечают границу двух миров, сакрального и земного.
«Дерево мудрости» Рельеф западных ворот
Знаки, напоминающие о ключевых событиях из жизни Будды и обозначающих его самого. Бык – символ рождения.
Цветок лотоса – медитация.
Колесо и олень – аллегория первой проповеди.
Ступни – намек на реальное присутствие Будды и знак духовного следа, оставленного учителем на Земле.
Ступа – вхождение в нирвану.
Свастика – воплощение солнечной энергии и распространение ее по четырем сторонам света.
Статуя Будды, достигшего просветления.
Близость индийцев к природе обусловила появление изобразительного канона, приближающегося к природным формам. - Стройная фигура, как у дерева баньян - Ноги, как у газели - «Львиный корпус» – широкие плечи, тонкая талия - Разрез глаз, напоминающий изгибы лотоса -Знаки величайшей мудрости
Наряду со ступой местом отправления буддийского культа был пещерный храм. Пещерные храмы в Аджанте IV-VII вв.
В росписях преобладают бытовые, жанровые сцены, которые как бы перетекают одна в другую, представляя зрителям цепь жизненных явлений.
Культура Древней Индии.Метафора сакрального, представление об Абсолюте Любовь к созерцательности, склонность к радостям и наслаждениям. Беспредельное стремление к Абсолюту Чувственное жизнелюбие