Мифология Скандинавская мифология(картины А. Н. Фанталова)
Творение мира Типичный сюжет творения мира из тела первосущества, присутствующий также в индийской мифологии (Пуруша) и в неиндоевропейских традициях (Сипактли - мезоамериканская мифология; Паньгу - китайская мифология)Боги - Один и его братья - убили Имира Один и его братья творят мир из тела мертвого гиганта Имира 1993 г
Фантазии А. Н. Фанталова на сюжеты скандинавской мифологии Картина показывает, также, как в крови Имира гибнет первая корова Аудумла и младшие великаныВдали на лодке изображен великан Бергельмир, спасшийся и давший начало новому поколению исполинов
Старшая Эдда о творении мира Имира плоть стала землей, кровь его — морем, кости — горами, череп стал небом, а волосы — лесомИз ресниц его Мидгард людям был создан богами благимиИз мозга его созданы были темные тучи
Один на Мировом древе2000 г Великан Бельторн - дед Одина по матери преподнес ему рог священного меда и бог восстал из мертвыхДанный миф напоминает сошествие Христа во ад в то время, как он был распят на кресте (крест - аналог мирового древа, не зря говорят "крестное древо") С другой стороны, сюжет нередко сравнивают с шаманской инициацией
Старшая Эдда о воскрешении Одина Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомыхНикто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял — и с древа рухнул Девять песен узнал я от сына Бёльторна, Бестлы отца, меду отведал великолепного, что в Одрёрир налит
Один и Фенрир-волк 2000 г Над Одином тяготеет рок - ему суждено погибнуть в пасти Мирового Волка Фенрира, одного из трех хтонических чудовищ, порожденных злым Локи (Мировой Волк, Мировой Змей, Хель - владычица преисподней)Фенрир, скованный по приговору богов, томится в подземных пещерах
Северный Армагеддон В конце мира Фенрир вырвется и вместе с другими монстрами двинется на светлый мирЭтот момент северного Армагеддона запечатлен на картинеБорьба божественного героя и волкоподобного чудовища или собаки присутствует в других мифологиях: в греческой (Геракл и Цербер) , в зороастрийской (Гайа Мартан и волк-воитель) , в кельтской (Смертриус и волк Тараниса)
Старшая Эдда о роде Фенрира Сидела старуха в Железном Лесу и породила там Фенрира родИз этого рода станет один мерзостный тролль похитителем солнца
Судьба Тора Тор ловит Мирового Змея
Судьба Тора Тор - скандинавский бог громаТипологически он соответствует Таранису кельтской мифологии, Тархунту хеттской мифологии, Перуну славянской мифологии, Перкунасу балтской мифологии, Индре индийской мифологииВ германских языках его именем назван четверг Культ Тора получил большое распространение в Век викингов, в том числе в искусствеВ это время он считался сыном ОдинаНаиболее знаменитым сюжетом, связанным с Тором, является ловля Мирового Змея ЕрмунгандаБог грома отправляется рыбачить вместе с великаном ХюмиромОн забрасывает трос и Мировой Змей заглатывает наживкуОднако Хюмир, испугавшись чудовища, перерезает канат и Ермунганд уходит обратно в море
Типичный сюжет мифологии - сюжет поединка громовержца и дракона Данный сюжет относится к типу поединка громовержца и дракона, который часто называют «основным мифом индоевропейской мифологии»Индийская мифология знает победу Индры над Вритрой; хеттская - противостояние Бога Грозы и Иллуянки; греческая - борьбу Зевса и Тифона
Старшая Эдда о поединке Тора и Мирового Змея Насадил на крючок защитник людей, убийца змея, голову бычью; пасть разинул, наживку увидя, враждебный богам пояс землиТор-победитель к борту ладьи вытащил смело пестрого змея, молотом бить стал он по мерзкой вершине волос родича ВолкаВзревели чудовища, стали гудеть подводные скалы, земля содрогнулась, канула снова на дно эта рыба
Битва Тора и Хрунгнира
Битва Тора и Хрунгнира Важнейшей функцией Тора было охранение обитаемого мира от горных и инеистых великанов, самым могущественных из которых считался ХрунгнирПоследний, состязаясь в конной скачке с Одином, явился в Вальгаллу и там вызвал Тора на единоборствоХрунгнир имел прославленное каменное сердце с тремя острыми выступами, оружием ему служило кремневое точилоВ помощь своему вождю великаны слепили из глины исполина Меккуркальви ("Туманный теленок") «в пятьдесят поприщ высотой»Однако, молот Тора разбил точило Хрунгнира на тысячу осколков, а самому ему расколол головуМеккуркальви же так дрожал от страха, что упал и рассыпался в прахНо и сам Тор был ранен дождем кремневых осколков и страдал от этого до конца своих дней
Противостояние богов и великанов- типичный сюжет мифологии Противостояние богов и великанов типично для индоевропейцев, подобную коллизию мы видим в индийской мифологии (боги и асуры), греческой мифологии (олимпийцы и титаны/гиганты)
Рагнарек- апокалиптическая битва богов с их врагами, хтоническими чудовищами
Рагнарек- апокалиптическая битва богов с их врагами, хтоническими чудовищами Порождения хаоса и мрака: Мировой Змей Ермунганд; Мировой Волк Фенрир (в образе тучи); Нагльфар - корабль мертвецов и великаны сражаются против богов: Тора (бога грома с топором); Одина (на восьминогом коне); Хеймдаля (трубящего в рог) Результат битвы- гибель богов и всего мира
Старшая Эддао битве богов и чудовищ Хеймдалль трубит, поднял он рог, с черепом Мимира Один беседует Трепещет Иггдрасиль, ясень высокий, гудит древний ствол, турс вырываетсяХрюм едет с востока, щитом заслонясьЁрмунганд гневно поворотилсяЗмей бьет о волны, клекочет орел, павших терзаетНагльфар плывет
Судьба Брюнхильды
Судьба Брюнхильды Один погружает в сон свою непокорную дочь БрюнхильдуСтаршая Эдда Долго спала я, долог был сон мой — долги несчастья! Виновен в том Один, что руны сна не могла я сбросить
Сигурд дарит Брюнхильд кольцо
Сигурд дарит Брюнхильд кольцо Герой Сигурд (герм. Зигфрид) дарит пробужденной им от сна валькирии Брюнхильде заклятое кольцо (Брюнхильда была погружена Одином в сон за ослушание его воли)На переднем плане картины виден дракон, убитый героемФактически, здесь показан кульминационный момент истории о Нибелунгах - главного германо-скандинавского эпоса, вдохновившего Рихарда Вагнера на создание величественной тетралогии
Старшая Эдда Славься, день! И вы, дня сыны! И ты, ночь с сестрою! Взгляните на нас благостным взором, победу нам дайте! Славьтесь, асы! И асиньи, славьтесь! И земля благодатная! Речь и разум и руки целящие даруйте нам!
Сюжеты скандинавского эпоса На этой картине мы видим мертвого Зигфрида на погребальной ладье, трех норн - пророчиц и Брюнхильду, взмывающую в небо