Культура Киевской Руси. О, светло-светлая и украсно- украшена земля русская! И многими красотами удивлена еси. Всего еси исполнена земля Русская.
Таблица: «Культура Киевской Руси»
СЛОВАРЬ УРОКА Фреска Икона Апсида Закомара Пилястра Барабан Крестово-купольный храм Зернь Скань Перегородчатая эмаль Многоглавие Ярусность
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. -Прямоугольное строение, лежащее в основе архитектуры Греции, Рима, Византии. -Опора, поддерживающая крышу.-Полукруглое завершение стены, место расположения алтаря.-Тип здания, в плане имеющий крест, завершающийся куполом.-Основание купола.-Главный храм Константинополя.-В дословном переводе с греческого означало «изображение».-Картина, выложенная из кусочков цветного стекла – смальты.-Живопись красками по сырой штукатурке.-Вид ИЗО, искусство строить и украшать здания.
Русь называют Гардариком – страной городов.Киев (или Куяба) как называли его арабские купцы – столица, главный город русов.
Путешествие в Древний Киев Ладья византийских гостей причаливает к пристани города Киева.
Как видите, здесь много людей - купцы из разных стран: есть что купить и продать в древнем Киеве
Город располагается на высоком берегу Днепра, всюду возвышаются холмы. Прежде город был укреплён земляным валом с бревенчатыми стенами.
При нынешнем князе Ярославе Мудром выстроены каменные стены с пятью воротами. Самые красивые из них – Золотые ворота.
Зажиточные горожане живут в двухэтажных срубах. Первый этаж – хозяйственный, верхний – жилой. Здание состоит из нескольких комнат (покоев), в которых стоят деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешаны полки для посуды.
А вот терема знати, они выполнены из дерева, не как в Константинополе
Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.
Мастерские ремесленников – ювелиров древнего Киева Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев.
Колты – женские височные украшения, выполненные в технике зерни, перегородчатой эмали, филиграни.
Филигрань (скань) – один из древнейших видов художественной обработки металла. Название Филигрань происходит от двух латинских слов – «филюм» (нить) и «гранум» - зерно. Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. Оба названия указывают на особенность этого вида обработки металла.
Зернь – мелкие золотые или серебряные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани.
Перегородчатая эмаль – техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, после чего изделие обжигают.
Ремесленная мастерская кузнеца - оружейника Здесь делают кольчужные рубашки, шлемы, мечи, боевые щиты, каких нет ни в Риме, ни в угорской земле, ни у франков. Их можно выгодно продать в Дании, Швеции, Польше.
Софийский собор в Киеве – гордость всех русичей Собор построен по византийским традициям и назван в честь Богоматери Премудрой.
И. Машков «Княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии»
Основа собора – крестово-купольная форма. В плане храм представляет собой крест, а венчают его 13 куполов. Высота центрального купола – 30 метров, а площадь – 1300 кв. м.
С именем какого великого князя было связано строительство храма Святой Софии в Киеве?
Мозаики храма Святой Софии в Киеве Мозаика «Спаса Вседержителя» в зеркале центрального купола Софии Киевской— самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра. «Вседержитель» (греч. παντοκρατωρ — всевластный) является одним из главных канонических типов изображения Христа, где Он представлен как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде.
«Богоматерь Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место. «Оранта» высотой 5,45 метра останавливает взор каждого входящего в собор и воспринимается как главное, доминирующее изображение во всем храме. Взывающая Богоматерь подняла руки в молитве к Спасу Вседержителю, изображение которого расположено в зеркале центрального купола.
Князь Ярослав Мудрый с семьёй (фрески храма Святой Софии)
Укажите архитектурные сооружения, относящиеся к эпохе Киевской Руси
Икона (греч.) - изображение Икона учит нас отличать добро от зла, помогает нам спастись от адских мук. Человеческое тело скрыто одеждами, ведь подлинная красота в душе человека, его лике, глазах.
Назовите виды искусства
Проводы византийских гостей на родину