Показать учащимся некоторые образцы культуры Руси IX - XIII вв. Показать учащимся некоторые образцы культуры Руси IX - XIII вв. Выявить особенности развития культуры Руси IX - XIII вв.
Культура IX-XIII вв. имела свои особенности и прошла несколько этапов развития. В качестве примера можно привести фрески церкви Спаса-Нередицы в Новгороде Культура IX-XIII вв. имела свои особенности и прошла несколько этапов развития. В качестве примера можно привести фрески церкви Спаса-Нередицы в Новгороде Мозаика не получила широкого распространения. Первые иконы попали на Русь из Византии: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Оранта, Борис и Глеб, однако уже с XII в. появляются собственные иконы - "Ярославская Оранта" Имена русских иконописцев XI в.: Олимпий, Олесий, Георгий и др. Существовало около 100 видов ремесленных производств. Особенно высоко были развиты ювелирные ремесла (зернь, скань, чернение, эмали), утерянные в монгольский период.
Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.). Все это позволяет пересмотреть те взгляды, которые получили широкое распространение в советский период - о том, что письменность появляется лишь в условиях классового общества, а грамотность, была уделом знати. Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам. Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.). Все это позволяет пересмотреть те взгляды, которые получили широкое распространение в советский период - о том, что письменность появляется лишь в условиях классового общества, а грамотность, была уделом знати. Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам.
Крещение Руси Крещение Руси
Архитектура Ростово-Суздальской земли. В качестве основного строительного материала использовала не плинфу, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, а неподалеку - шедевр - церковь Покрова на Нерли. Архитектура Ростово-Суздальской земли. В качестве основного строительного материала использовала не плинфу, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, а неподалеку - шедевр - церковь Покрова на Нерли.
Для владимиро-суздальской архитектуры характерно использование выступающих пилястров, барельефных изображений людей, животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие и нарядные одновременно. В конце XII-начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой. Для владимиро-суздальской архитектуры характерно использование выступающих пилястров, барельефных изображений людей, животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие и нарядные одновременно. В конце XII-начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.
Изготовлены из золота с применением тиснения и пайки. Изображения на них нанесены в сложнейшей технике перегородчатой эмали. Изготовлены из золота с применением тиснения и пайки. Изображения на них нанесены в сложнейшей технике перегородчатой эмали. Перегородчатая эмаль - ювелирная техника.. На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволочкой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок - эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастерства.
Серебро, железо, стекло; тиснение, волочение, витье, ковка, золочение, чернь, скань, зернь, пайка. Серебро, железо, стекло; тиснение, волочение, витье, ковка, золочение, чернь, скань, зернь, пайка. Височные кольца украшены зернью. Мастера изготовляли крошечные серебряные или золотые шарики и напаивали их на поверхность изделия. На небольшом предмете мастер мог разместить несколько тысяч шариков.
Серебро, железо, стекло; тиснение, волочение, витье, ковка, золочение, чернь, скань, зернь, пайка. Серебро, железо, стекло; тиснение, волочение, витье, ковка, золочение, чернь, скань, зернь, пайка. Серебряные колты - две тонкие кованные из драгоценного металла пластины образовывали полую емкость, в которую помещали ароматические вещества. На цепочках-ряснах или лентах они подвешивались у висков к головному убору и, покачиваясь при движении, издавали аромат. Эти украшения воспринимались как обереги, на них часто помещали христианские или языческие символы, способные, по мнению древних людей, отогнать злых духов. Чернь - ювелирная техника. Чернение достигалось нанесением на специально подготовленную серебряную поверхность черневого порошка. Техника черни придавала вещам благородство и особую изысканность.
"Иоанн Предтеча" "Иоанн Предтеча" "Дмитрий Солунский" "Гроб Господень" "Давид и Глеб" , XI-XIII вв. Камень, серебро Амулет-змеевик. Медный сплав; литье. Змеевик - двусторонняя подвеска-амулет, несущая на одной стороне христианское изображение, а на другой - изображение человеческой головы, окруженной змеями. Дробница "Спаситель" . Киев. XII-XIII вв. Золото, перегородчатая эмаль; укреплена на агатовом кресте. Образки: "Богоматерь Одигитрия" "Богоматерь" "Никола Чудотворец". Владимиро-Суздальская Русь, Новгород. XII-XIII вв. Камень, медный сплав; резьба, литье. Заготовки иконки: с разметкой изображений: слева - "Михаила"; справа - "Евана"; внизу - "Климянта и Макария". Новгород. Конец XI в. Дерево, резьба.