КРЕПОСТНОЕ ПРАВО I
Понятие «Крепостное право» является ключевым для понимания особенностей социально-экономического развития второй половины XVIII века. Однако, ни в одном из известных автору презентации школьных учебников VII класса нет отдельной темы с такой формулировкой. Понятие «Крепостное право» является ключевым для понимания особенностей социально-экономического развития второй половины XVIII века. Однако, ни в одном из известных автору презентации школьных учебников VII класса нет отдельной темы с такой формулировкой. Еще одна сложность заключается в том, что современному семикласснику крайне сложно бывает объяснить (и это, конечно, хорошо) саму возможность внеэкономического принуждения. Для преодоления подобных трудностей автор: Во-первых, объединил материал отдельных тем курса: экономика, внутренняя политика Екатерины II, культура и быт II половины XVIII века. Во-вторых, для усиления эффекта презентации отчасти пожертвовал исторической истиной. Например, в презентации не утоняется, что владельцы Кусково и Марфино не являются типичными представителями дворянского сословия; схемы первого урока намеренно упрощены и тд.
Цели изучения темы «Крепостное право»: Актуализировать знания о феодальной зависимости в России и Европе (VI, VII класс). Развить навыки сравнительного анализа. Сформировать представление об особенностях социально-экономического развития Российской империи во второй половине XVIII века. Познакомить учащихся с бытом крестьянской и дворянской семьи. Закрепить навыки работы с разными видами исторических источников: документами, народными пословицами и поговорками, жанровой живописью. Сформировать ценностное отношение к праву человеческой личности на свободу.
План изучения темы «Крепостное право»: Первый урок. Крепостное право. Второй урок. Путешествие в XVIII век (Влияние крепостного права на повседневную жизнь). Третий урок. Письменный опрос.
Вопросы письменной работы: Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком? Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?
Крепостное право ПЕРВЫЙ УРОК
План урока: Феодальная зависимость в Европе и России: сравнительный анализ. «Здесь барство дикое…»(А.С. Пушкин). Крестьянин XVIII века: един в трех лицах.
Вспомните историю средневековой Европы и опишите в чем заключалась зависимость крестьян от феодала? Вспомните историю средневековой Европы и опишите в чем заключалась зависимость крестьян от феодала? Имели ли владельцы замка какие-либо обязанности по отношению к крестьянам? При ответе используйте схему.
Вспомните, как строились отношения между крестьянином и владельцем поместья по Соборному уложению 1649 года? Вспомните, как строились отношения между крестьянином и владельцем поместья по Соборному уложению 1649 года? Найдите общее в двух схемах.
Прочитайте отрывки из книг современных историков, изучите схему и найдите ответ на вопрос: Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком? Прочитайте отрывки из книг современных историков, изучите схему и найдите ответ на вопрос: Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком? Какие изменения произошли с повинностями крестьян, какие сословные привилегии появились у помещиков?
Рост городов, промышленности, внешней торговли втягивал помещичье хозяйство в рыночные отношения. На юге страны, где выгодно стало производить хлеб на продажу, помещики стремились расширить барскую запашку, сокращая крестьянские наделы. Увеличивалось и время, проводимое крестьянином на барщине. (На барщине находились в конце XVIII в. почти 54% всех крепостных, а в черноземных районах - до 90%). Обычно крестьяне работали на барщине 3-4 дня в неделю, но иногда - и все 6 дней. Рост городов, промышленности, внешней торговли втягивал помещичье хозяйство в рыночные отношения. На юге страны, где выгодно стало производить хлеб на продажу, помещики стремились расширить барскую запашку, сокращая крестьянские наделы. Увеличивалось и время, проводимое крестьянином на барщине. (На барщине находились в конце XVIII в. почти 54% всех крепостных, а в черноземных районах - до 90%). Обычно крестьяне работали на барщине 3-4 дня в неделю, но иногда - и все 6 дней. В некоторых случаях (правда, до конца XVIII в. сравнительно редких) помещик совсем лишал крепостного надела и принуждал всю неделю работать на своем поле, снабжая его месячным довольствием. Такая форма зависимости стала называться месячиной. Месячина превращала крепостного в раба, полностью лишая его собственности. Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века. http://1543.ru/history/
В нечерноземной полосе страны организация собственного земледельческого хозяйства была помещикам невыгодна. Поэтому здесь преобладал денежный оброк. Размеры оброка выросли в 60 - 90-е гг. с 1-2 руб. до 5-10 руб. с ревизской души. Деньги для выплаты оброка крестьяне добывали, занимаясь отхожими промыслами, уходя на заработки: в плотничьи артели, в бурлаки, в извоз, на мануфактуры. Так нарушалась присущая крепостному хозяйству привязанность работника к земле. В нечерноземной полосе страны организация собственного земледельческого хозяйства была помещикам невыгодна. Поэтому здесь преобладал денежный оброк. Размеры оброка выросли в 60 - 90-е гг. с 1-2 руб. до 5-10 руб. с ревизской души. Деньги для выплаты оброка крестьяне добывали, занимаясь отхожими промыслами, уходя на заработки: в плотничьи артели, в бурлаки, в извоз, на мануфактуры. Так нарушалась присущая крепостному хозяйству привязанность работника к земле. Крепостное право оказывалось в противоречии с потребностями экономического развития страны. Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века. http://1543.ru/history/
Приобретя в годы царствования Екатерины II огромные привилегии, закрепленные в Жалованной грамоте дворянству, дворяне по праву назвали её время правления «золотым веком». Приобретя в годы царствования Екатерины II огромные привилегии, закрепленные в Жалованной грамоте дворянству, дворяне по праву назвали её время правления «золотым веком». Дворяне освобождались от телесных наказаний, не платили налогов, крепостные становились их собственностью. Крестьян помещикам разрешалось продавать, отдавать в солдаты, ссылать на каторгу и в Сибирь. Даже за убийство крепостных помещика, обычно, не наказывали. Постников Н.Д. Отечественная история. Учебное пособие. М., 2010.
«Лета тысяча семьсот шестидесятого, 19 декабря. Отставной капрал Никифор Гаврилович Сипягин продал майору Якову Михеевичу Писемскому из деревни Глобенова крестьянских дочерей, девок: Соломониду, Мавру, да Ульяну Ивановых дочерей, малолетних на вывоз. А взял я, Никифор, у него, Якова Писемского за тех проданных девок денег три рубли. «Лета тысяча семьсот шестидесятого, 19 декабря. Отставной капрал Никифор Гаврилович Сипягин продал майору Якову Михеевичу Писемскому из деревни Глобенова крестьянских дочерей, девок: Соломониду, Мавру, да Ульяну Ивановых дочерей, малолетних на вывоз. А взял я, Никифор, у него, Якова Писемского за тех проданных девок денег три рубли. И вольно ему, Якову, и наследникам его теми девками с сей купчей владеть вечно, продать и заложить, и во всякие крепости учинить» Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX вв. - М., 1994.
Подумайте, что значит выражение «на вывоз»? Подумайте, что значит выражение «на вывоз»? Как мог распорядиться майор Писемский своей покупкой?
Что общего между положением крепостных крестьян в России XVIII века и рабов Древнего мира. Что общего между положением крепостных крестьян в России XVIII века и рабов Древнего мира. Можно ли было среди крестьян XVIII века отыскать будущих рабочих и предпринимателей?
Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Что изменилось? Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком? Используйте схему.
Урок опроса ТРЕТИЙ УРОК
Вопросы письменной работы: Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком? Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?
Как связаны между собой эти иллюстрации? Как связаны между собой эти иллюстрации?
Список литературы: Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX вв. - М., 1994. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.,2005. Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века. http://1543.ru/history/ Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/milov/01_9.php Очерки русской культуры XVIII века. 1 ч. М., 1985 Постников Н.Д. Отечественная история. Учебное пособие. М., 2010. Векторные изображения «Русская архитектура». Электронное приложение к журналу «Преподавание истории в школе». http://pish.ru/application/category/onlyapplication http://www.kuskovo.ru/ http://marfino.narod.ru/ http://ru.wikipedia.org http://kizhi.karelia.ru/journey/ http://dic.academic.ru/ Фото автора.