КРЕПОСТНОЕ ПРАВО ИСТОРИЯ РОССИИ8 КЛАСС
План урока. • характеристика личности императора Александра II;• предыстория отмены крепостного права;• причины отмены крепостного права;• подготовка крестьянской реформы;• её основные положения;• значение отмены крепостного права.
Задание на урок. Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь ХIХ в. решит его только Александр II ?
«Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в том порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот»Николай I
Личность Александра II. 19.2.1855на престол вступил Александр II (род. 1818).Его воспитывали офицер К.Мердер и поэт В.Жуковский, который ограничил время на военные занятия,чтобы цесаревич не стал видеть в «Отечестве-казарму».Александр II.
Николай I избрал своему наследнику в наставники В.А. Жуковского. Тот составил специальный план обучения на 12 лет. Цель программы – «образование для добродетели». Особое внимание уделялось гуманитарным наукам (особенно истории).В.А. Жуковский
С 1834 г., по достижении наследником совершеннолетия, Николай I стал приобщать его к государственным делам. Познания по экономике и юриспруденции ему преподавали виднейшие представители своего времени. М.М.Сперанский преподавал ему право, а Е.Ф.Канкрин – экономику.
Для полноты кругозора наследник совершил в 1837 г. две поездки – по России и по Западной Европе. Встречался в Сибири с декабристами.
Личность Александра II. Александр совершил поездку по стране и по Европе,где повстречал будущую супругу-Ма-рию Дармштадтскую.В 1839 г.он назначен в Госсовет,а в 1840-в ка-бинет министров. В 1846 г. Наследник стал главой Секретного ко-митета по крестьянс-кому делу,проявив се-бя защитником крепо-стничества.Но пораже-ние в Крымской войне заставило его пойти на реформы.Мария Александровна.
Александровская «оттепель» Амнистия политических заключенных;Приостановка на 3 года рекрутских наборов;Ликвидация военных поселений;Свобода выезда за границу;Ослабление цензурыАлександр II
Обличение ужасов крепостного права в русской литературе: Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»А.С. Пушкин «Деревня»Тургенев «Записки охотника»Тайные организации, выступавшие за отмену крепостного праваДекабристыЗападники и славянофилыКружок А.И.Герцена и Н.П.ОгареваКружок В.Г.БелинскогоКружок М.В. Буташевич-ПетрашевскогоЗаконы, подтачивавшие основы крепостного права1797 г. – указ о трехдневной барщине1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»1837 - 1842 гг. – реформы Киселева, указ об «обязанных крестьянах»
Просмотр отрывка из кинофильма Какое событие больше всего повлияло на решение вопроса об отмене крепостного пава?
Причины отмены крепостного права. Проводыополченца вСевастополь.Крымская война окончательно подорвала экономику страны.В 1854 г.было объявлено о создании ополче-ния из крепостных.Население восприняло это, как желание царя дать волю.Крестьяне получив отказ в призывных пунктах убегали на юг.По окончании войны распространился слух об отмене крепостничества на юге.Толпы народа устремились в Крым.Перед властями встал призрак новой «пу-гачевщины».
ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА: Поражение в Крымской войне.Массовое крестьянское движение.Военно-техническое отставание России от европейских государств.Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой.Общественное мнение
Подготовка к отмене крепостного права 3.01.1857 г. — образование Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян».Октябрь 1857 г. — виленский генерал-губернатор В.Н. Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землёй.20.11.1857 г. — Александр II издаёт рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.Февраль 1858 г. — Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.Март 1859 г. — учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И. Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний, и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян
ОТМЕНИТЬ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО! НО КАК ?
К.Д. КавелинА.И. ГерценН.Г. Чернышевский и Н.А. ДобролюбовОсвобождение крестьян без землис землей, которой владеютОсвобождение крестьян с землёй без выкупа в настоящее время, за выкуп
Основные положения реформы Порядок личного освобожденияКрестьяне:-получили личную свободу и независимость от помещиков-наделены общегражданскимии имущественными правами ( могут совершать сделки, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, самостоятельно вступать в брак, заниматься торговлей…)НО! сохранилось:-подушная податьрекрутские наборы;- телесное наказание
Основные положения реформы Порядок наделения землёйСохранялось помещичье землевладение.Крестьяне наделялись землёй, но за выкуп на особых условиях. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков.Размер выкупной нормысоставлял от 3 до 12 десятин по обоюдному согласию помещика и крестьянина.
Основные положения реформы Выкупная операция:20-25% стоимости земли крестьянин платит помещику;75-80% стоимости земли помещику возмещает государство;государство выдаёт крестьянину кредит на 49 лет с начислением 6% годовых на сумму долга.После этого оказатьсяот выкупной операции нельзя! До выкупа земли крестьяне считались временно обязанными по отношению к помещикам , должны были нести старые повинности (барщину и оброк)
Основные положения реформы Порядок управлениякрестьянской общинойГосударство проводило расчёт за землю с крестьянской общиной, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая порука: платежи-налоги поступали от всей общины, за отсутствующих должны были платить члены общины.
«Значение отмены крепостного права». Крестьянская реформа имела огромное историческое значение: -были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века; -неоценимо нравственное значение реформы, которая покончила с крепостным рабством; -реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.
УРОКОКОНЧЕН! Запишите домашнее задание: §29(учебник А.Н.Боханова) + рассказ об Александре II