Орест Адамович Кипренский «Бедная Лиза» 1827 г.ГТГ
Орест Адамович Кипренский Эта популярная жанровая работа – очевидный живописный парафраз повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина (1792), наделавший в своё время много шума в русской литературе и неузнаваемо изменивший ландшафт.«Бедная Лиза», 1827 г. ГТГ
Орест Адамович Кипренский «Бедная Лиза» провозгласила неотъемлемой правдой человеческого чувства и провозгласила приход сентиментализма на русскую литературную сцену. Идеи, заложенные в этой повести, находили живой отклик в душе молодого Кипренского.«Бедная Лиза», 1827 г. ГТГ
Орест Адамович Кипренский В 1809 году, когда Кипренский приехал в Москву, в одном из литературно-светских салонов состоялось личное знакомство художника и писателя. В пору создания этой картины сентиментализм остался в прошлом, в литературу ворвались романтики. «Бедная Лиза», 1827 г. ГТГ
Орест Адамович Кипренский«Бедная Лиза», 1827 г. ГТГ На фоне более ранних портретов эта работа может показаться шагом назад – у сентиментализму, стремящемуся к идеализации образа и в этом уходящему от реального лица человека.
Орест Адамович Кипренский«Бедная Лиза», 1827 г. ГТГ Героиня полотна менее всего похожа на тех крестьянских девушек, которых мы видим, например, на полотнах А. Венецианова, современника Кипренского, -не говоря уже о будущих передвижниках.
Орест Адамович Кипренский«Бедная Лиза», 1827 г. ГТГ Чуть ли не единственный атрибут одежды простых женщин – крестьянская рубашка - смотрится на девушке почти как античное одеяние. Художник последовательно «строит» образ, отвечающий литературному «первоисточнику» .
Орест Адамович Кипренский«Бедная Лиза», 1827 г. ГТГ Цветок в руке «бедной Лизы» - символ немеркнущей любви. Весь пафос карамзинской повести, послужившей источником для этой работы, заключён в одной фразе: «И крестьянки любить умеют!».
Орест Адамович Кипренский«Бедная Лиза», 1827 г. ГТГ