КАИН И АВЕЛЬ Урок МХК 6 класс
Джованни Дюпре«Каин»Зловещее выражение лица Каина. Он смотрит туда. Где им только что было совершено преступление. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки и твёрдой поступи ног.У ног Каина – змей, который всегда там, где совершается зло. Он как символ проклятия рода человеческого и на Земле преследует первых людей.
Джованни Дюпре «Умирающий Авель» Италия. 1844 Мрамор. В муках искривлено тело Авеля, безжизненно опрокинуты назад его руки. Его гордая голова с прекрасными пышными волосами вызывает одновременно восхищение и усиливает горечь утраты.
А.П. Лосенко «Авель»
А.П. Лосенко «Каин»
Тициан «Каин и Авель»
В. Жуковский "Братоубийца"На скале приморской мшистой,Там, где берег грозно дик,Богоматери пречистойЧудотворный зрится лик;С той крутой скалы на водыМатерь божия глядитИ пловца от непогодыУгрожающей хранит.Каждый вечер, лишь молебныйНа скале раздастся звон,Глас ответственный хвалебныйВосстает со всех сторон;Пахарь пеньем освящаетДня и всех трудов конец,И на палубе читает«Ave Maria» пловец.
Благодатного УспеньяСветлый праздник наступил;Все окрестные селеньяЗвон призывный огласил;Солнце радостно и ярко,Бездна вод светла до дна,И природа, мнится, жаркойВся молитвою полна.Все пути кипят толпами,Все блестит вблизи, вдали;Убралися вымпеламиЧелноки и корабли;И, в один слиявшись крестныйБогомольно-шумный ход,Вьется лестницей небеснойПо святой скале народ.Сзади, в грубых власяницах,Слезы тяжкие в очах,Бледный пост на мрачных лицах,На главе зола и прах,Идут грешные в молчанье;Им с другими не вступитьВ храм святой; им в покаяньеПеред храмом слезы лить.
И от всех других далекоМертвецом бредет один:Щеки впалы; тускло око;Полон мрачный лоб морщин;Из железа пояс ржавыйТело чахлое гнетет,И, к ноге прильнув кровавой,Злая цепь ее грызет.Брата некогда убил он;Изломав проклятый меч,Сталь убийства обратил онВ пояс; латы скинул с плеч,И в оковах, как колодник,Бродит он с тех пор и ждет,Что какой-нибудь угодникЧудом цепь с него сорвет.Бродит он, бездомный странник,Бродят много, много лет;Но прощения посланникИм не встречен; чуда нет.Смутен день, бессонны ночи,Скорбь с людьми и без людей,Вид небес пугает очи,Жизнь страшна, конец страшней.Вот, как бы дорогой терний,Тяжко к храму всходит он;В храме все молчат, вечернийВнемля благовеста звон.Стал он в страхе пред дверями:Девы лик сквозь фимиамБлещет, обданный лучамиДня, сходящего к водам.
И окрест благоговеньяРаспростерлась тишина:Мнится, таинством УспеньяВся земля еще полна,И на облаке сияетВозлетевшей девы след,И она благословляет,Исчезая, здешний свет.Все пошли назад толпами;Но преступник не спешитИм вослед, перед дверями,Бледен ликом, он стоит:Цепи всё еще вкруг тела,Ими сжатого, лежат,А душа уж улетелаВ град свободы, в божий град.Как поэт рассказывает о вечном наказании Каина? В чём заключается его поучительный смысл?
Работа с учебником с. 28-31 В чём особенность литературной интерпритации легенды о Каине и Авеле в поэме Д.Г. Байрона «Каин»?
Фреска Феофана Грека «Праотец Авель»1378 год, Новгород, церковь Спаса Преображения
Презентацию подготовила учитель МХК МБОУ СОШ №2 города Цимлянска Краснянскова И.И.