Ив Кляйн - гений синего неба
Цвет дождя, от которого простужается нищий... цвет времени, когда закрываются подземные магазины... цвет не выкупленных в ломбарде часов, подаренных в память об окончании университета... цвет ревности, разбивающейся о кухонную мойку из нержавеющей стали... цвет первого утра после потери работы... цвет чернил на ставшем ненужным удостоверении личности... цвет последнего билета в кино, купленного самоубийцей... цвет анонимности, зимней спячки, смерти как средства облегчения страданий, дыры, проеденной сильнейшей щелочью - временем. Кобо Абэ. «Человек-ящик», 1973 г.
Семья художников Французский художник-новатор, одна из наиболее значительных фигур послевоенного европейского искусства, харизматичный человек, заставивший ценить личность художника выше его произведений, Ив Кляйн родился в семье художников. Его отец, Фред Кляйн, голландец индонезийского происхождения, писал картины в стиле постимпрессионизма, а мать, Мари Раймон, была заметной фигурой в ташизме.
Аспекты личности Профессионального художественного образования Ив Кляйн не получил. Вместо этого он окончил Высшую школу торгового мореходства и Высшую школу восточных языков, учился ремеслу золотильщика рам, дзен-буддизму и дзюдо в Японии, стал одним из первых европейцев, получившим черный пояс, написал книгу «Основы дзюдо», дрессировал скаковых лошадей в Ирландии, был членом общества розенкрейцеров и Ордена лучников святого Себастьяна.
Присвоение неба Однажды Кляйн предложил своим друзьям Клоду Паскалю и Армандо Фернандесу «поделить мир». Фернандес получил землю, Паскаль - воздух, а Кляйн - небо, которое навсегда стало главным источником его вдохновения. В подвале книжного магазина своего отца он обустроил себе мастерскую. Для выросшего на пляжах Ривьеры молодого человека подвал без окон был метафорой клаустрофобии, с которой он еще не умел бороться. Он выкрасил потолок подвала ярко-синей краской и создал себе небо. В конце жизни художник говорил, что для того, чтобы понять его творчество, достаточно просто поднять голову и посмотреть на небо. Небо, которое подарило ему синеву, ставшую философией, методом и вдохновением художника, его визитной карточкой. Небо, которое он когда-то хотел подписать, сделав произведением искусства. Синий монохром (M 41). 1957 г. Ив Кляйн и Клод Паскаль на улице в Ницце, 1948 г.
Expression de l’univers de la couleur mine orange В обычном смысле слова Ив Кляйн не умел рисовать. Свою первую монохромную картину он выставил в 1954 г. в «Салоне новой действительности». Это была прямоугольная деревянная панель, равномерно покрытая чистой оранжевой краской. Работа была отклонена жюри по причине абсурдности: «следовало бы добавить к этому локальному цвету хотя бы линию, точку, штрих...», но Ив отказался.
Epoca Blu Кляйн был разочарован реакцией публики, которая восприняла окрашенные одним цветом холсты как вид яркой абстрактной интерьерной живописи. С этого момента он решил использовать только синий цвет. Начало синего периода было отмечено запуском 1001 синего воздушного шара в небо Парижа, Кляйн назвал это аэростатической скульптурой.
Монохромы: синий Следующая его выставка состоялась в Милане в 1957 г. Друг детства Клод Паскаль написал «предисловие» к этой коллекции. Однако текста никто так и не увидел, - его заменяли длинные черные линии. Выставка включала 11 синих холстов. Абсолютно идентичных, но… с разной ценой! Синий монохром (IKB 175). 1957 год.
Монохромы: синий И это уже был совершеннейший скандал. Мало того, что человек называет себя художником, а выставляет продукцию, доступную по своему исполнению любому маляру максимум второго разряда, так еще с ценой непонятным образом балуется. Выставка стала первым публичным жестом Кляйна, в ней он поднял вопрос об иллюзии в искусстве. Просто покрасить холст в один цвет - это тоже искусство? Кляйн утверждает, что да - ведь сохраняется базовая характеристика живописи - поверхность, покрытая краской. Что касается столь хамского ценообразования на художественную продукцию, - как правило, цена на картину складывается из массы совершенно субъективных факторов, и Кляйн решил обнажить всю эту субъективность. Да, это совершенно одинаковые работы. Но цены на них разные, потому что я так хочу. И этого достаточно. Этот монохром стоит столько потому, что был сделан после обеда, а тот - во вторник, а третий - потому что висит возле выхода из помещения. Кроме того, такое ценообразование - откровенная игра на самолюбии покупателей, как с брендами в маркетинге. Так рождался концептуализм. Синяя кисть (SO 1). 1957 год.
Международный синий цвет Кляйна Создавая свои монохромные полотна, которые, по словам художника «объединяло единство цвета, чистая абстрактная идея, открывающая для художника и зрителя истинный космос», Ив Кляйн искал «абсолютный», идеальный, цвет. В своем поиске он соединил два желания: создать идеальный цвет и желание «войти» в нематериальное. В конце-концов Кляйн остановился на синем цвете и выбрал его в качестве основного для себя. Все его работы, будь то монохромы, выставки или же перфомансы, проходили под знаком синего цвета. Этот цвет, напоминающий ляпис лазурь, которую использовали в средневековой живописи, стал знаменитым «международным синим цветом Кляйна» (англ. International Klein Blue, IKB, шестнадцатеричный код #002FA7), который он запатентовал в мае 1960 г. Без названия. 1959 г.
«Чистая» духовность В конце пятидесятых Кляйн стал производить синие глобусы и скульптуры из крашенной губки. Сначала он наносил синюю краску на холст с помощью губок, а потом стал выставлять губки, как отдельные объекты. Для Кляйна губки, пропитанные его фирменной краской, символизировали зрителей, которые в театре пропитываются культурой. Кроме того, согласно учению розенкрейцеров, «губки являются отражением изобилия духовных миров в океане». Скульптура-губка (SE 248). 1959 г. Скульптура-губка (SE 33). 1961 г. Скульптура-губка (SE 251). 1961 г.
Монохромы Скульптура-губка (SE 89). 1960 г. Скульптура-губка (S 18). 1957 г. Синий монохром (IKB 22). 1957 г.
Пустота В 1958 г. в Париже состоялась самая скандальная выставка Кляйна под названием «Пустота». Огромному количеству людей были разосланы приглашения синего цвета в синих конвертах с синими марками. Выставку охраняли национальные гвардейцы. В вестибюле столпилось более 3000 человек. Получив на входе коктейль ярко-синего цвета как пропуск для встречи с прекрасным, посетитель входил в зал и видел свежевыкрашенные белые стены, большой прозрачный шкаф и… пустоту. При этом Кляйн не только выставил пустоту, но и продавал ее. Причем исключительно за золотые слитки. Этим жестом художник обнажал механизм употребления искусства внутрь - на деле посетители современных галерей приходят не впитывать искусство, а посмотреть на знаменитого художника и отметиться на престижном мероприятии. И, естественно, коли пустота - произведение - то она и продавалась. Половина слитков публично выбрасывалась в Сену - тоже уходила в пустоту, а корешок банковского чека уничтожался. Т.е. у покупателя не оставалось никаких свидетельств о покупке - сплошная пустота. Самым знаменитым покупателем столь прекрасного произведения стал Альбер Камю. Ритуал купли-продажи пустоты
Космогонии Кляйн создавал картины самыми разными способами, включая неортодоксальные. Например, подставлял под дождь специальным образом подготовленную бумагу. Полученные в результате картины он назвал космогониями. Первые Космогонии Кляйн создал летом 1960 г. Холст, покрытый синей краской, был закреплён на крыше автомобиля на протяжении поездки из Парижа в Cagnes-sur-Mer, и был подвергнут воздействию ветра, дождя и пыли. Ив сделал и другие работы такого рода, используя следы тростника, дождя и т.п.
Огненная живопись Также Кляйн использовал огонь. Первую огненную живопись художник создал в 1961 г., в день закрытия своей выставки в Крефельде, Германия, поднося большие листы бумаги или картона к огню газовых горелок (из них состояла одна из работ на выставке - «Стена огня»). Чуть позднее Кляйн создаёт огненную живопись большого формата в исследовательском центре французской газовой компании около Парижа. Как и в космогониях и антропометриях, огненная живопись является отпечатком (в данном случае - следы огня). Кляйн использовал укреплённый картон, который горел медленнее обычного. Кроме того он объединил действия воды и огня таким образом, чтобы печать пламени включал также следы воды. Огненная живопись Изготовление огненной живописи
Monogolds В 1960 Кляйн на выставке Antagonismes, организованной Музеем декоративных искусств в Париже, впервые показал «Monogold frйmissant». Кляйн создал серию Monogolds между1960 и 1961 гг., используя золото как драгоценный и символический материал. Некоторые работы объединяли серию прямоугольников в композицию; некоторые были сделаны из подвижных листов золота, закреплённых на панели, которые двигались при малейшем дыхании; третьи были рельефами с полированной поверхностью. MG 25. 1961 г. Золотая пластина на доске. «Молчание - золото». 1960 г.
Антропометрии Веками художники изображали на холстах женщин разной степени обнаженности. И, в рамках общей тенденции авангардизма к редукции, Кляйн реализует вполне закономерную мысль - что если исключить художника из цепочки модель-художник-произведение? Так, в 1960 г. состоится первая демонстрация антропометрий, посетители которой не только созерцают сами произведения искусства, но и непосредственно наблюдают за их возникновением: под звучание «Монотонной симфонии Кляйна» (20 минут непрерывного звука скрипки, за которыми следует 20-минутная тишина) обнаженных и вымазанных «международным синим цветом Кляйна» девушек волочат по холсту, лежащему на полу (идея пришла художнику в голову благодаря дзюдо и воспоминаниям о том, как отпечатывается на мате тело после броска). Сам Кляйн тут же, во фраке, в перчатках, и ни к чему не прикасается, чтобы не запачкаться искусством. Грубо говоря, произведение состоялось. В общей сложности художник создал около 150 антропометрий, которые изображали парящие тела и символизировали, по замыслу Кляйна, «универсальную невесомость».
Прыжок в пустоту 19 октября 1960 г. Кляйн совершает Le Saut dans le vide («Прыжок в пустоту»), сфотографированный Хэрри Шанком и Джоном Кендером и ставший ярким примером такой невесомости. Снимок, на котором Ив изображен летящим с распростертыми руками с верхнего этажа здания - фотомонтаж. Для его создания художник действительно прыгал со второго этажа, но не на мостовую, а на мат, который держали друзья-дзюдоисты. Снимок был опубликован на первой странице ежедневной парижской газеты «France Soir» под заголовком «Человек в космосе! Художник космоса бросает себя в пустоту!» в качестве несимметричного ответа на полет Гагарина. Кляйн, в соответствии со своей эзотерикой, считал, что космос можно покорить не при помощи техники, а при помощи вчувствования в него.
Удар На Каннском фестивале Кляйн посетил показ «Mondo Cane» («Собачий мир»). Этот скандальный фильм Галтьеро Джакопетти описывал безумство нашего мира. Там рассказывалось о племенах в Африке, где в ходе обрядов поджигают пятки, о том, как на Филиппинах на Пасху народ самораспинается на кресте на манер Христа. И в качестве одного из безумств фигурировал перформанс антропометрий Кляйна. Художник был унижен тем, в каком ключе в фильме были представлены он сам и его работа. Вечером у него случился первый сердечный приступ, а в день вернисажа выставки «Donner а voir» в Creuze gallery в Париже - второй. Умер Кляйн от следующего сердечного приступа 6 июня 1962 г. в возрасте всего 34 лет. Ив Кляйн и Мартиал Райс на фоне «Антропометрии № 93 (Буйвол)» в гостиной парижской квартиры Кляйна
След После себя Ив Кляйн оставил целый пласт изобразительного искусства. Художественная карьера Кляйна укладывается всего в восемь лет - с 1954 по 1962 г., но за это время он успел проявить себя в боди-арте и ленд-арте, стал основателем монохромной живописи, ключевой фигурой послевоенного неодадаизма, гением пиара, блестящим новатором и концептуалистом. Кляйн сделал акцент на самом «обряде», на перформансе, на хеппенинге, откуда и пошли бесчисленные художественные акты, запечатленные лишь во времени, но отнюдь не вещественно в пространстве. Однако сам Кляйн был против любых определений - ведь им двигала не страсть к разрушению традиции, а практически противоположная ей дзенская философия недеяния. Художник видел в своих вещах медитативные пространства, обостряющие восприятие нематериального. Ив Кляйн успел придумать несколько важных для развития авангардизма стратегий, которые, если сильно упростить, сводятся к одному - жест художника важнее его произведений. Проживи он более долгую жизнь, он создал бы еще множество новых стратегий, и тогда мы сейчас имели бы несколько другое актуальное искусство. Hiroshima, 1961
Музеи, где размещены основные работы художника: Musйe national d\'art moderne, Paris; Musйe d’art moderne et d’art contemporain de Nice; Centre Georges Pompidou, Paris; Hirshhorn Museum and Sculpture Garden, Washington, DC: Walker Art Center, Minneapolis; Neue Nationalgalerie, Berlin; Moderna museet, Skeppsholmen; Louisiana Museum of Modern Art, Copenhagen.