Искусство иконописи
Икона (греч.) – образИконоборчество (726 – 843гг.)Иоанн Дамаскин (ок. 675 – 753гг.) Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображённого из-за слабости нашего понимания.Иоанн Дамаскин
Иконостас1 ярус – Местный чин2 ярус – Деисусный чин3 ярус – Праздничный чин4 ярус – Пророческий чин5 ярус – Праотеческий чинГолгофа1-3 XIV-XV вв.4 XVI в.5 XVII в.6-7 конец XVII в.
Ряды иконостаса
Характерные особенности икон Фронтальность изображения Строгая симметричность по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери Подчёркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала Сияющий нимб вокруг головы Пристальный суровый взор увеличенных глаз Статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя Декоративность и условность одежды, подчёркивающей бесплотность Символичность цвета: золотой и пурпурный – царственность, синий – божественность, зелёный – юность и бодрость, белый – чистота и невинность
Пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: удлинняются фигура, пальцы рук и ноги, сужаются плечи. Всё тело скрыто складками одежды «Уплощение», игнорирование линейной перспективы Прямая перспектива Отсутствие фона – пейзажа Регламентировался круг сюжетов За образцы были приняты первоявленные иконы
Сергий и Вакх IV в. Государственный музей западного и восточного искусства, Киев
Икона Владимирской Божией Матери.Константинополь. ХII в.
Спас НерукотворныйПервая половина ХII в.
Типы икон БогородицыОрантаЕлеуса (Умиление)ОдигитрияАгиосоритиссаПравославная иконография Богоматери — совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья)
Иконографический тип Оранта. Икона Великая Панагия. Ярославль, около 1218 года
Иконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век
Иконографический тип Одигитрия. Смоленская икона Божией Матери. Дионисий, 1482 год
Мастерская Андрея РублёваИконографический тип АгиосоритиссаДеисусный чинУспенский Собор Владимир
Темы рефератовВизантийская и Древнерусская иконы