Исаак Ильич Левитан(1860 – 1900) русский художник
Левитана называли певцом русской природы. Его полотна примечательны тем, что художник делал не слепок или фотографию с природы, а передавал её живое дыхание. Поэтому Стасов и назвал его картины эмоциональными поэмами. Осенний день. Сокольники.1879Государственная Третьяковская галерея
О детстве Левитана почти ничего не известно. Он родился в небольшом литовском городке Кибартай в еврейской семье среднего достатка. На выбор будущей профессии повлиял его старший брат.Берёзовая роща. 1889Государственная Третьяковская галерея
В возрасте 13 лет Левитан был принят в число учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он попал в класс пейзажа, которым руководили известные художники Алексей Саврасов и Василий Поленов. Весна – большая вода. 1897Государственная Третьяковская галерея
Левитан не мог надеяться на поддержку семьи и с самого начала пребывания в училище должен был зарабатывать на жизнь уроками или заказными портретами. Хотя он блестяще закончил училище, ему был вручён диплом учителя чистописания, поскольку, по мнению царских чиновников, еврей не мог быть художником.Сумерки. Луна. 1899Государственный Русский музей
Летом 1890 года Левитан совершил поездку по Русскому Северу, из которой привёз много этюдов и пейзажей, Полученные впечатления помогли ему написать первую большую картину « Тихая обитель». Её элегические тона произвели сильное впечатление на Третьякова, и он купил картину для своейМарт. 1895Государственная Третьяковская галерея галереи.
В 1892 году Левитан был вынужден покинуть Москву, поскольку в то время евреям запрещалось проживать в столицах. Он поселился в деревне на пути во Владимир и запечатлел эти места в своей картине « Владимирка» Владимирка. 1892Государственная Третьяковская галерея
К природе среднерусской полосы художник питал искреннюю любовь. Неброская красота, задушевная простота и поэтическая напевность русской природы завладели душой Левитана и позволили развернуться его незаурядному таланту. Озеро. 1899-1900Государственный Русский музей
В небольшом этюде «Мостик. Саввинская слобода» (1884) он запечатлел с непосредственностью и свежестью впечатления яркость солнечного летнего дня, уделяя в этом этюде большое внимание эффектам света и воздуха.
Дальнейшее совершенствование мастерства Левитана происходит на берегах Волги. Могучая русская река вдохновила на создание наиболее известных его произведений. Левитан стал непревзойденным певцом волжских просторов. Свежий ветер. Волга. 1895 Вечерний звон. 1892 Государственная Третьяковская галерея
Левитана привлекала лирическая красота маленьких селений на берегу Волги. Не случайно излюбленным местом на Волге стал для Левитана посёлок Плёс, органично сочетающий в своём ландшафте природу и архитектуру. После дождя. Плёс. 1889Государственная Третьяковская галерея
Обострение туберкулёза заставило Левитана уехать за границу, сначала во Францию, потом в Италию, но при первой же возможности он вернулся в Россию. Летний вечер. 1900Государственная Третьяковская галерея
В 1898 году Левитан начал вести класс пейзажа в том же училище, где когда-то учился сам. Сумерки. Стога. 1899Государственная Третьяковская галерея
Здоровье художника продолжало ухудшаться из-за прогрессировавшего туберкулёза легких, и 22 июля 1900 года он скончался. Картина «Над вечным покоем» – символический образ вечного противоборства жизни и смерти.
Всё творческое наследие Левитана – образ Родины в наиболее высоком значении этого слова. Его пейзажи просты и незамысловаты, но именно в этой поэтической простоте заключается смысл его творчества. Золотая осень. 1895Государственная Третьяковская галерея