Исаак Ильич Левитан. «Над вечным покоем» 1894 г. ГТГ
«Над вечным покоем» – одно из самых глубоких философски насыщенных произведений Левитана. Лето1894 года он проводил в Тверской губернии, близ озера Удомли. На этом озере художник и задумал свой шедевр.Древняя деревянная церковка перекочевала на полотно с одного из этюдов, сделанных Левитаном в Плесе. Картина представляет зрителю очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования.Полотно стоит несколько особняком в ряду пейзажей Левитана, для которых характерна пронизанность именно человеческими переживаниями, человеческим настроением, - здесь природа выступает совершенно самостоятельным целым, рядом с которыми все человеческие страсти выглядят смешными и ненужными.Исаак Ильич Левитан. «Над вечным покоем» 1894 г. ГТГ
Работая над полотном «Над вечным покоем», он решает задачу – показать одухотворённость самой природы, её «отдельность» по отношению к человеку, объявившему себя царём природы.Цвет облаков меняется - от свинцового до розового, они, принимая причудливые очертания, дышат двойной жизнью, они полны грозных знаков. Этот парад облаков и решил воспроизвести Левитан, ведь он был мастером изображения неба .И здесь именно небо определяет это грозное и торжественное движение природы, ассоциирующейся с вечностью, которая заставляет художника не только трепетно преклоняться перед нею, но и ужасаться, страшиться, тосковать. Огромные массы облаков словно на странном параде величественно плывут перед нашими глазами.Исаак Ильич Левитан. «Над вечным покоем» 1894 г. ГТГ
ОстровОстров, словно брошенный могучей рукой в гущу разлившихся вод, соотносится с человеческой жизнью, теряющий свой смысл среди, говоря словами Паскаля, этого «вечного безмолвия бесконечных просторов»На краю вечностиИсаак Ильич Левитан. «Над вечным покоем» 1894 г. ГТГ
СтихииТри стихии представлены на холсте – тёмная вода, промокшая земля и беснующееся небо; именно они, составляясь и переставляясь в непонятном человеку стремлении, формируют грозный образ природы, характерный для этой работы. На краю вечностиИсаак Ильич Левитан. «Над вечным покоем» 1894 г. ГТГ
ЛугаНасквозь промокшие луга, протянувшиеся до горизонта, добавляют бесприютности в общую картину. Кстати, то как они написаны, уже показывает стремление Левитана к большей «плоскостности», «импрессионичности» и «незаконченности» изображения, которое даст о себе знать в его поздних работах.На краю вечностиИсаак Ильич Левитан. «Над вечным покоем» 1894 г. ГТГ
Кладбище Старое кладбище с валящимися в разные стороны и уже повалившимися крестами напоминает о бренности, хрупкости и страшной ненадёжности человеческой жизни – по контрасту с той вечной картиной таинственной природной мощи, что разворачивается на глазах у зрителя. На краю вечностиИсаак Ильич Левитан. «Над вечным покоем» 1894 г. ГТГ
Старая церковь В окне церкви, примостившийся на высоком мысу, мерцает огонёк - быть может этот огонёк свечи, по мысли Левитана, указывает тот путь, на котором дыхание вечности перестаёт грозить возмездием и наказанием.На краю вечностиИсаак Ильич Левитан. «Над вечным покоем» 1894 г. ГТГ
Лодка жизниСам обжитый человеком мыс, его контур отчётливо напоминает нос лодки, нависающий над глубокими водами вечности, которая уже поглотила в себе тысячи отважившихся броситься в плавание по этим водам.На краю вечностиИсаак Ильич Левитан. «Над вечным покоем» 1894 г. ГТГ
Исаак Ильич Левитан. «Над вечным покоем» 1894 г. ГТГ