ИКОНОПИСЬ Подзаголовок презентации
На Руси и православном Востоке, мастерство писать религиозные изображения, образа (иконы), предназначенные для почитания в храмах и в домах благочестивых людей. Православное учение об иконопочитании было сформировалось и богословски было оформлено в VIII в.
Что такое ИКОНА? Икона – святой образ, изображение, в котором за красками, нанесенными в определенной системе приемов, присутствует некое таинствоИкона – это книга о вере, «богословие в образе»Икона – священный предмет церковного искусстваИкона – образно выраженная молитваИкона – окно в духовный мир
ПОДГОТОВКА ДОСКИ ПОД ИКОНУ
Кипарис, липа, сосна,лиственницаДоску вырубали и выглаживали топоромНесколько лет сушили
Предварительно процарапывали ножом лицевую поверхность
Затем наклеивается паволока – холст ,защищающий живопись от трещин Пока паволока не просохла, по периметру внутренней части доски делаются прорези, чтобы не осталось воздуха и ткань приклеилась максимально плотно.
Нанесение левкаса ЛЕВКАС- специально приготовленный грунт . Делается он из мела и клея
Наносится не менее 10 слоев левкаса с обязательной просушкой.Когда нанесено достаточное количество слоев , доску нужно зачистить наждачной бумагой до максимально ровной и гладкой поверхностиВот так она выглядит уже готовая к письму.
На готовую доску надо нанести рисунокПотом нанести графью.Графья – черная ,тонко процарапанная линия, повторяющая рисунок, делается для того, чтобы при письме всегда читался рисунок
Поверхность полируетсяЗатем наносится желтая эмаль, чтобы дать золоту густоту и насыщенность.Сохнет эмаль сутки, после этого наносится прозрачный лак, а когда он высохнет(еще сутки), участки мажутся морданом, специальным составом
Сусальное золото. продается в книжечках, чаще всего 8х8 см, по 20-25 листов. Наносится оно тонкой, специальной широкой кистью с длинными волоскамиСначала лист кладется на бархатную подушечку и режется отполированным ножом на необходимые куски, затем на него накладывается кисть, к которой золото липнет и сразу переносится на доску.
После того, как на все участки положено золото, они (участки) аккуратно, чтобы не содрать, полируются ваткой. После этого вызолоченная поверхность покрывается тонким слоем прозрачного лака(защита).Вот так выглядит доска с позолоченными участками
Краски на Руси – натуральные камни, растертые на яичном желтке.Такие краски никогда не выцветают!
Краски, растертые на яичном желтке известны всему миру с древностиЖелток яйца – очень прочная натуральная эмульсия, навсегда скрепляет растертые краски. К желтку добавляется молодой квас или пиво объемом яичной скорлупы( это мера)
Все краски растираются
ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ ИКОНЫ
Первый этап - роскрыш, т.е. раскрывание, раскладка всех цветов на доску, как основных, так и подложек
Следующий этап либо проработка одежд, либо антуража(горок, архитектуры и т.д)
Затем прописывается все остальное - горки, конь, змей и т.д. -
Когда все написано, можно приступать к написанию личного - ликов, рук, ног.Так выглядит икона на этой стадии рядом с оригиналом на мониторе -
теперь остается обвести рамку и сделать надписи и икона почти готова -
Последний этап - покрытие иконы защитным слоем. Сейчас некоторые иконописцы используют копаловый лак из натуральных смол.
http://aliksandar.livejournal.com/69541.htmlhttp://drevo-info.ru/articles/5046.html