Урок ИЗО в 7 классе Тема: «Городецкая роспись. Эскиз росписи кухонной разделочной доски» Вид занятия: декоративное рисование
Цель: познакомить учащихся с цветочным узором в изделиях современного Городца; формировать специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов- цветочные круги с применением темной и белой оживки (дужки, точки, штрихи) в розанах и купавках; вырабатывать у ребят способность чувствовать и понимать эстетические начала декоративно – прикладного искусства; воспитывать аккуратность, внимание, точность. Оборудование урока: учебные таблицы, иллюстрации, шаблоны, акварель или гуашь, альбом, кисти, баночки для воды, палитра, пословицы (на доске): «Кистью писать – мастерство казать», «На то и руки даны, чтобы даром не болтались».
Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Беседа «Городецкая роспись как элемент народного декоративно – прикладного искусства». Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры. Городецкая роспись – яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко- желтом фоне. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают все своеобразие русского орнамента.
Неповторимый облик этой росписи придают упругие ветки и букеты, образуемые декоративными цветами. Легкие, уверенные мазки мастер наносит, не прибегая к подробной прорисовке предварительного контура всех элементов узора, кистью строится вся композиция узора. В течение многих десятилетий отрабатывались приемы декоративной разделки цветов – розана, купавки.
Попытаемся прочитать приемы, с помощью которых народный мастер быстро и уверенно наносит цветочный узор. (Схемы 2-3 «Поэтапное выполнение бубенчика, купавки, розана»).
Розан и купавка отражают самые главные признаки, присущие многим цветковым растениям (есть венчик из лепестков, ярко выражен центр цветка). Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называют подмалевком или замалевком. Уже на этой стадии виден характерный цвет в городецком мотиве, обычно составленный из двух красок для розана или купавки. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок.
Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Чтобы получить дужку красивой формы, ее начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на кисть, затем – сильный нажим (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Кисть мастер держит перпендикулярно расписываемой поверхности. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Поверх первоначального силуэта цветного круга обозначается ажурный венчик розана и купавки. Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.
3. Работа учащихся. Учащимся предлагается выполнить по шаблону эскиз разделочной доски и, используя основные декоративные элементы городецкой росписи, выполнить рисунок в цвете. 1) Выполнить шаблон доски. 2)Выполнить роспись основного фона доски. 3) Прорисовка декоративных элементов: розанов, купавок. 4) Прорисовка декоративных элементов: листиков, оживки.
4. На доске вывешены пословицы. Прочтите их. Как эти пословицы связаны с темой нашего урока? «Кистью писать – мастерство казать» «На то и руки даны, чтобы даром не болтались». 5.Подведение итогов урока. Выставка рисунков.