Эрьзя по имени эрзиТворчество С. Д. Эрьзи
В отношении Эрьзи мало сказать, что он в своем творчестве был связан с народом. Он был его неотъемлемой частицей всегда и повсюду. Не случайно первую же свою значительную скульптуру он подписал именем родившего его народа – ЭРЬЗЯ. К. Г. Абрамов.
Эрьзя имени эрзи?Значит совсем разуверьсяВ том, что талантлив и споренИ восхищенья достоин?Бездна сомненья и горя,Правда, рожденная в споре,Мрамор, характером сточен,Так выразительно точен…Дерево АргентиныСтало его судьбиной,И альгарробо с квебрачоСтали его удачей.Эрьзя – эрзя от плоти,Преданный только работе,Счастье нашедший в натуре,РОДИНЕ ДАРИТ СКУЛЬПТУРЫ!С. Д. Эрьзя
Имя Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) получило широкую известность еще в начале века, после первых выставок в Милане, а затем в Венеции.Судьба закинула художника в далекую Италию, где и началось его восхождение к вершинам искусства. Нелегок был этот путь, продолжившийся несколько десятилетий.Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Грубая деревенская среда и независимая семья родителей не привили ему в детстве приемы «хорошего тона» в обращении, так необходимые в мещанской среде дореволюционной России. Зато он полновесной мерой получил от них правдивость и прямоту, с которыми и прошагал свой нелегкий ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ.
Запись в метрической книге церкви села Ахматова Ардатовского уезда:дата рождения: 1876 г. Октября, 26.дата крещения: 1876 г. Октября, 31.родители: Дмитрий Иванович, Мария Ивановна Нефедовы, жители села Баево.крестные родители: Иван Стефанов, Пелагея Ивановна.совершали обряд: священник Василий Алексеев, дьякон Александр Снегирев, пономарь Петр Троянов.
Родители Мать будущего скульптора, Мария Ивановна, урожденная Самаркина, замуж была взята из другого села – Алтышева, находящегося от Баева на довольно большом расстоянии. Иван Самаркин, отец Марии, часто ходил на Волгу бурлачить в компании с Иваном Нефедовым, отцом Дмитрия. Два тезки , сделавшись большими друзьями, решили скрепить свою дружбу родством. Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были людьми далеко не одинакового характера. Дмитрий Иванович – молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать.
Движеньем моего резцаВозникла из небытияМать, погруженная в себя…Движением горячих рук,Откинув волосы с лица,Она раскрылась до концаСледами пережитых мук…Полуулыбка, полуплачНевольно вырвались из губС непримиримостью разлукИ неизвестностью удач…И с горечью, и добротойШептала тихо: «Степа мой,Мой дорогой, любимый сын,Ты у меня такой один!»Прости, родная, пред тобойЯ должен на колени пасть…В гофре-сапожках ты стоишь,Приехавшая навестить в Париж,А я, Эрьзя маститый твой,Весь трепещу перед тобой…ПОРТРЕТ МАТЕРИ
Отец! Ты весь пропитан лесом,Ты пахнешь древесиной и смолой,И лиственным густым навесомИ сморщенной, нахмуренной корой…Ты – мой отец, и я твое творенье,Художественный гений ты вложил…С тобой впервые дерево пилил, Пьянея от воображенья,И в дереве тебя я воплотил.ПОРТРЕТ ОТЦА
Первые уроки В родном доме он наблюдал за вышиванием матери, резьбой по дереву старшего брата, поделками отца из корневищ и сучьев, подобранных им во время бурлацких походов по Волге. Из речного ила лепил Степан свои первые скульптуры, рисовал углем на стенах и потолке портреты родных и знакомых, растворял в конопляном масле растертые разноцветные камешки и писал первые пейзажи.
Произведения Степана Дмитриевича Эрьзираскрывают его сложный творческий путь,его бесконечные искания, яркую и сильнуюхудожественную индивидуальность.Эрьзя поместил Человека, его душу, мысли и чувства в центр своего искусства, заставляя сопереживать и преклоняться перед этим гениальным творением природы. Л. Савчиц.
А сегодня было воскрешенье - Эрьзя ожил в творчестве своемОзаренье, свежесть, изумленье,Восхищенье в Эрьзе мы найдем!
…спустиласьС небес – проматерь всех людей,Сверкая ноготой своей…Голову ты мягко опустилаНа крыло струящихся волос…А виновник тут же за кустами,Приподнялся искуситель-змей…Впереди – библейская расплата.Счастье материнского тепла…К дереву прижалась беззащитно,Плодородьем тело налилось…Ева и природа тесно слиты –Я же знал – с тебя все началось!ЕВА
КРАСИВЕЙШАЯМузыкою странною согретыЗаплясали искры на горах,Радугой играли самоцветыНа густых, волнистых волосах…И за каменным цветком Данила Устремился вглубь твоих пещер…И не ты ли Эрьзю заманила –В альгарробные леса открыла дверь?Красивейшая, с глазами синей синиТы осталась в памяти моейСо штрихами плавных линийСоболиных, бархатных бровей.ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ
Выточена мудрою природойС головы до юных стройных ног,Красотой сверкая первородной,К скульптору ступила на порог…Жгучий взгляд и девушка зарделась,Голову смущенно отвернув,Испарилась дерзостная смелость,Ей невинность прежнюю вернув.Поглощенной новою работой,Придавая коже нежный блеск,Соревнуясь с матушкой-природой,Победил настойчивый творец!ОБНАЖЕННАЯ
СТАРИК МОРДВИНЖЕНСКАЯ ФИГУРАПОРТРЕТ МОРДОВКИ
ПОРТРЕТ МАТЕРИПОРТРЕТ ОТЦАСТАРИК МОРДВИН
КАЛИПСОМОИСЕЙКАПРИЗ
ПЛАМЕННЫЙСПЯЩАЯ МАТЬ
Дремлет мать, обнявши малыша,Под ее рукой его палатка…Белый мрамор теплится дыша,До того она уснула сладко…И малыш спокоен под рукой –Это дом его – его спасенье…Я благословляю этот мир,Мир покоя, вечного блаженства –Мать с ребенком – это ориентирВечного в природе совершенства!МАТЬ С РЕБЕНКОМ
АВТОПОРТРЕТ
Творчество связало и распялоНа кресте ваятеля творцаИ в его конечности вбивалоГвозди ржавые до самого конца.Исходил он муками и криком,Если шаг неверный брал резец,И в поту не думал о великом:Шлифовал до блеска образец…Для него искусство было свято,Остальное – жизни суета…Одержимостью безжалостно распятый,Из себя он вылепил ХРИСТАХРИСТОС КРИЧАЩИЙХРИСТОС
Достойной данью памяти Степана Дмитриевича Эрьзи является Мордовский республиканский музей, носящий его имя и обладающий самой большой коллекцией его скульптур.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА ДМИТРИЕВИЧА ЭРЬЗИ ( НЕФЕДОВА)1876 г. 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии.1884 г. Семья Нефедовых переезжает из села Баева на новое местожительство на берегу реки Бездны в 12 км от города Алатыря.1885 – 1888 гг. Учится в церковно-приходской школе села Алтышева.1890 г. Степан учится иконописи в Алатыре.1893 – 1897 гг. Уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сел и городов.1901 – 1906 гг. Степан Дмитриевич приезжает в Москву, осенью поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Летом 1906 года по приглашению Д. Тинелли уезжает в Италию.1906 -1914 гг. Живет и работает в Италии и Франции. На художественной выставке в Милане выставляет ряд работ: «Сеятель», «Тоска», «Усталость», «Ангел» два женских портрета. Участвует на различных выставках. В 1909 году на Всемирной выставке искусств в Венеции он выставляет свою знаменитую «Последнюю ночь перед казнью», подписанную именем ЭРЬЗЯ. 1914 г. Весной Эрьзя покидает Италию и уезжает на родину, в Россию. 1926 г. Участвует в выставках Москвы. Осенью уезжает в Париж для организации своей персональной выставки.
1927 г. В Париже состоялось всего три выставки скульптур Эрьзи. Весной Эрьзя отплывает в Аргентину. 1928 – 1933 гг. Участвует в различных выставках в галерее Мюллера, где экспонировались скульптуры, сделанные уже из кебрачо и альгарробо.1933 – 1950 гг. Живет и работает в Буэнос-Айресе. Присуждение ему Второй муниципальной премии. В 1947 году упорно ходатайствует о том, чтобы ему разрешили вернуться на родину. Активно участвует в различных выставках.1950 г. Возвращается на Родину. 1954 г. Открылась персональная выставка произведений С. Д. Эрьзи в Москве.1957 г. Скульптор награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства.1959 г. Степан Дмитриевич Эрьзя умер.
Урок - биографический экскурс по творчеству С.Д. Эрзи Проект учителя МБОУ «Напольновская СОШ»Порецкого района Чувашской республики Кумакшевой Елены Михайловны