«Детский фольклор – не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собой «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор – полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики» Г.С. Виноградов
Тема проекта: Детский фольклор как своеобразное видение мира и особый вид устного народного творчества.Автор: Шварц О.В. – учитель русского языка и литературы ЦО района Люблино №1877
Основополагающий вопрос проекта Что такое детский фольклор?
Проблемные вопросы В чем отличие детского фольклора от взрослого?Жанровое своеобразие детского фольклора?Какие сферы детского бытия обслуживает детский фольклор?Общее и различия в поэзии считалок и жеребьевок?Для чего нужны скороговорки?На что направлены загадки, головоломки и затейливые вопросы?Зачем дети рассказывают страшилки?Как детский фольклор организует сферу дружбы?
Дидактические цели проекта Находить нужную информацию с использованием Internet-ресурсов;Работать в команде над решением единой проблемы;Планировать и реализовывать реальную проектную деятельность;Формирование исследовательских навыков учащихся в применении компьютера для анализа фольклорных текстов;Формирование умений выделять жанровые особенности фольклорных произведений;Формирование грамотности в области детского фольклора;Совершенствование прикладных навыков работы с персональным компьютером в аспекте литературоведческих исследований.
Методические цели проекта формировать умения учащихся свободно ориентироваться в жанрах детского фольклора;формировать умения выделять специфику каждого жанра;формировать способность к сочинительству;формировать устойчивого интереса к устному народному творчеству;формировать желание собирать фольклор.
Описание проекта Проект проводится в рамках учебной программы в 6 классе и рассчитан на одну учебную четверть. Проектная деятельность выполняется по ходу изучения темы «Детский фольклор» и является итоговой в ее изучении, являясь самостоятельной работой учащихся. Данный проект помогает ученикам систематизировать полученные знания. В ходе работы над проектом учащиеся делают самостоятельные обобщения и выводы, проводя определенные наблюдения. Работа над проектом ведется как на уроках литературы, так и во внеурочное время VIZITKA
Основная идея проекта Данный проект предполагает привлечение интереса учащихся к устному народному творчеству посредством изучения детского фольклора, наиболее близкой шестиклассникам области народного творчества. В ходе реализации проектной деятельности учащиеся учатся анализировать произведения фольклора, выделять специфические особенности фольклорных жанров, выявлять жанровые связи и различия. Учащиеся активно приобщаются к собиранию произведений устного народного творчества. Но самое главное, что в ходе проекта раскрывается творческий потенциал ребенка. Учащиеся сами сочиняют произведения детского фольклора, учитывая все жанровые особенности. Кроме того, дети учатся работе с текстом с помощью компьютера (например, оформляют школьные газеты). Таким образом, данный проект рассчитан, прежде всего, на сочетание исследовательской деятельности с раскрытием творческих способностей.
Этапы и ход работы 1 урок – организационный момент, знакомство с целями проекта и его выполнением, распределение обязанностей среди учеников.2 - 4 урок – выявление особенностей детского фольклора, его отличие от взрослого фольклора, подготовка учащихся к выполнению презентации.5 – 12 урок - выявление жанровой специфики детского фольклора, разбор отдельных жанров, подготовка учащихся к выполнению публикаций и веб-сайта.13 урок - предзащита презентации и публикаций.14 урок - предзащита веб-сайта.15 урок – выполнение теста. 16 урок – защита проекта.
Темы исследований учащихся Свирщук Витана, Чернышова Анастасия, Мкоян Тигран – презентация «Добро пожаловать в мир детского фольклора»Королев Андрей, Королева Кристина, Неклюдов Олег, Борисова Юлия – бюллетень «Алло, мы ищем таланты…»Джабадари Вахтанг, Орлов Михаил – буклет «Страшное в жизни ребенка»Джабадари Вахтанг, Королев Андрей, Шилкина Анастасия, Сычева Анастасия – веб-сайт «Увлекательный детский фольклор»
Критерии оценивания Критерии оценки презентацииКритерии оценки публикацийКритерии оценки web-сайтаРезультаты проектной деятельности
Итоги проекта В результате выполнения проекта все работы были защищены на отлично. Качество работы учащихся составило 100 %. В ходе работы над проектом практически все знания ученики получали исследовательским путем, в результате чего и был получен высокий процент качества. Благодаря проектной деятельности у детей начал вырабатываться устойчивый интерес к литературе и анализу фольклорного произведения, а также учащиеся класса решили выпускать ежемесячную газету «Алло, мы ищем таланты…». Проектную деятельность учащиеся намерены продолжать при изучении и других произведений.