МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №11» Детский фольклор как особое явление (дразнилки). Автор: ученица 10 «ИУП-1» класса Кулаева Мария АлександровнаНаучный руководитель:Семенченко Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Цель:выявление особенностей дразнилок и определение их роли в жизни человека. Задачи:исследовать причины возникновения дразнилок и поддевок;провести классификацию дразнилок;провести исследование в гимназии и районе Кайеркани выяснить, какие дразнилки популярны сегодня;обработать, обобщить и систематизировать накопленный материал.
Объект исследования: русский детский фольклор Предмет исследования: дразнилки, поддевкиГипотеза исследования:дразнилки, поддевки выполняют воспитательную функцию, помогают ребёнку отстоять себя в форме словесной защиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.
Детский фольклор – это и фольклор для детей, исполняемый взрослыми, и фольклор детский, который сочиняют, поют, наговаривают сами дети. Произведения детского фольклора сопровождают ребенка на протяжении всего детства.
Детский фольклор как блок жанров: творчество взрослых для детей, в том числе материнский фольклор: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, пословицы, поговорки; произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми: заклички, считалки, приговорки, скороговорки, небылицы-перевертыши, молчанки, голосянки, загадки, прозвища, дразнилки, поддевки; самостоятельное детское творчество.
Короткие насмешливые стишкиКороткие насмешливые стишки высмеивают то или иное качество, а иногда и просто «привязываются» к имени. Этот своеобразный жанр детского фольклора отражает не только детский быт или отношение к окружающему миру, но и взаимоотношения между детьми, детскую психологию.
Дразнить – проявлять агрессивность? Дразнить – значитпроявлять агрессивность (в переводе слатинского «ag» - приставка, «gress» -«приступ», «наступление»). Я скажу тебе на ушкоПро зеленую лягушку.Никому не говори,Потому что это ты.
Например:Ябеда-корябеда,Соленый огурец,На полу валяется,Никто его не ест.- Я все маме расскажу. Ну и рассказывай, кино показывай. Дразнят – значит предупреждают, что если будете ябедничать, жадничать, то не будут с вами общаться, тем самым утверждают свои нормы поведения в их сообществе.
Именные дразнилкиИ у прежних ребят, и у нынешних больше дразнилок безобидных, требующих простого внимания. В некоторых стишках - их очень удачно назвал ученый Г.С.Виноградов поддевками - поддеваются, поддразниваются ребята по своим именам: Сергей - воробей, Не гоняй голубей! Голуби боятся, На крышу садятся. Коля, Коля, Николай,Бросил шубу на сарай, Шуба вертится,Коля сердится!
Дразнить – значит исследоватьДразнилки – инструмент социальной регуляции детского поведения. Дразнение – желание в активных действиях исследовать психологические границы друг друга.
Ценный опытЧто же делать дразнимому? Как достойно выйти из этой ситуации?Веди себя правильно – не будешь жертвой:воспринимай дразнилки как ситуацию испытания;веди себя спокойно;не поддавайся чувству страха, злости, обиды;сделай бесстрашное лицо;если все-таки дразнят – отвечай, «отговаривайся».Кто обзывается, Тот сам так называется!Говоришь на меня –Переводишь на себя!
Данные исследования в гимназии среди учащихся 3 – 6 классов
Данные исследования в гимназии среди учащихся 3 – 6 классов
Данные исследования в гимназии №11 среди учащихся 3 – 6 классов
ЗаключениеДетский фольклор – первоисточник познаний самого себя и окружающего мира. Дразнилки, поддевки выполняют воспитательную функцию, помогают ребенку отстоять себя в форме словесной защиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.