Детские образы в изобразительном искусстве Урок МХК, (ИЗО) Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл.
http://www.ynpress.ru/child-art/img/001.jpg Искусство отражает повседневность. Посмотрим, как живописцы прошлого видели ребенка, как они рассматривали детство... Средневековое искусство было по преимуществу религиозным. Рассмотрим иконы с изображениями младенцев, наиболее известные на Руси: это Владимирская Богоматерь Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл.
Здесь изображена дева Мария с младенцем Иисусом, где Иисус ― не ребенок, а образ маленького святого, который написан, как уменьшенный взрослый Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл. Тихвинская Божья Матерь
Иконописец не ставил задачи показать детство как таковое, ему не было это интересно. Главное для него было создать образ, созвучный христианскому пониманию. Оттого у персонажей иконы как будто бы нет возраста, дети условны, они не обладают чертами детскости Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл. Икона Смоленской Божьей Матери
Портрет Нарышкиной с детьми неизвестного художника(18 в. ?) Жизнь средневековой Руси была общественной, в которой не находилось места индивидуальности. А где нет осознания себя как человеческой личности, нет понимания себя как взрослого, не будет и адекватного отношения к детству Дети в те времена в точности воспроизводили путь своих родителей: они наследовали их социальный статус, уровень достатка и образованности. И все же в живописи появляются новые черты: художников начинают интересовать реальные лица. Сначала это лишь важные “персоны”. Именно от этого слова ведет происхождение “парсуна” ― портрет личности, не являющейся святым. Парсун с изображением детей немного. Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл.
Они по-прежнему лишь “уменьшенные” взрослые, черт детскости в них не найдешь. Одежда подчеркивает их достаток, принадлежность к определенному социальному кругу Фрагменты картины Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл.
Первая половина XVIII века Французский художник Луи Каравакк: ПОРТРЕТ В КАРНАВАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ внуков Петра Наступает время новой светской культуры. Русский художник выступает как ученик иностранного мастера. Портрет этой эпохи отчасти еще сохраняет статичность парсуны. Краски тоже отсылают к прошлому: цвета локальные, открытые, нет их градации Тщательно выписанные детали лица: глаза, ресницы, ручки и ножки ― принадлежат ребенку, а не тому маленькому взрослому, карлику, каким представал ребенок раньше Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл. http://www.ynpress.ru/child-art/
Вишняков Портрет Сары Фермор Художник пытается показать ребенка таким, как он есть. Пропорции тела, выражение лица на портрете этого времени принадлежат ребенку Портрет, как правило, парадный ― но это детский портрет Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=17541&rt=&print=1
Этот одетый по-взрослому ребенок пытается играть роль взрослого, торопится повзрослеть Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=17546&rt=&print=1 Вишняков. Галицын
Нестеров П.Н., Анна Петровна в Детстве Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл.
Вторая половина XVIII века. Происходит открытие детства, детского тела, манер, речи ― в жизни, в литературе, в искусстве Левицкий, Смолянки В эту эпоху особую роль в усложнявшейся культуре играл театр. Это был способ привыкнуть к новым ролям, отточить манеры, речь. Спектакли ставили везде ― от императорского дворца до небогатого помещичьего дома. Учебные заведения непременно имели свои театры ― от Сухопутного Шляхетного корпуса до Московского университета Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл. http://www.fotocollag.ru/img/pict/other/anth0081.jpg
Фирсов «Юный художник Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл. http://www.ynpress.ru/child-art/img/013.jpg Наравне с этим появляется и бытовой жанр
В конце века наступает эпоха сентиментализма, когда человек новой культуры открывает для себя мир чувств, некогда для него весьма смутных. Возникает культ семьи, дружбы, романтической любви, природы. Художника привлекает камерная жизнь, слитая с природой. Ребенок этой эпохи одет в соответствии со своим возрастом Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл. . Квадаль. Юный художник
Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл. Первая половина XIX века Наступает “золотой век” русской культуры, период романтизма. Пространство жизни человека александровской эпохи становится более сложным, многообразным. Художник этого времени оперирует яркими, насыщенными, звонкими красками. Мир предстает нарядным, жизнерадостным, это мир счастья, красоты и гармонии
Идеальные образы создает Брюллов, его меньше всего интересует конкретный человек Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл. http://www.ynpress.ru/child-art/img/017.jpg БРЮЛЛОВ. САМОЙЛОВА
Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл. http://www.ynpress.ru/child-art/img/015.jpg Брюллов. ВСАДНИЦА Не случайно Брюллов так любил изображать мать с ребенком ― самый возвышенный образ, известный художникам всех времен и народов
Как чудо воспринимает ребенка В. Тропинин, он любуется его милым обликом, детской непосредственностью, ангелообразностью Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл. http://www.ynpress.ru/child-art/img/018.jpg Тропинин
Впервые появляются на полотнах Венецианова простые люди: крестьянка с ребенком, пастушок… Но мы видим, насколько идеальны эти образы: чистенькие, благовоспитанные, безмятежные Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл. Венецианов, Пастушок http://www.ynpress.ru/child-art/img/019.jpg
http://www.ynpress.ru/child-art/img/020.jpg Венецианов. Сенокос Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл.
Наступает эпоха критического реализма, когда значение социального слагаемого в парадигме эпохи резко возрастает. Образы прекрасного детства сменяются трагическими образами, демонстрацией страданий ребенка в жестоком мире. Невыносимые тяготы, тяжелые судьбы, беспросветные страдания Здесь царят глухие краски, тяжелый колорит. Зритель видит: выхода нет. Ощущение трагедии на полотне удесятеряется, когда роль главного героя художник заставляет играть ребенка. ПЕРОВ, ТРОЙКА Середина ― вторая половина XIX века http://www.ynpress.ru/child-art/img/021.jpg Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл.
Здесь царят глухие краски, тяжелый колорит. Зритель видит: выхода нет Ощущение трагедии на полотне удесятеряется, когда роль главного героя художник заставляет играть ребенка Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл. http://www.ynpress.ru/child-art/img/022.jpg Перов. Проводы покойника
Полярно противоположным выглядит взгляд художника на ребенка, как на прелестную безделушку, на очаровательную игрушку, помещенную среди других предметов, ласкающих глаз Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл.
Рубеж XIX–ХХ в. http://www.ynpress.ru/child-art/img/030.jpg Серов. Мика Морозов Эпоха, когда художники создают на своих полотнах особый мир детства, который осознается как подлинный золотой век Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл.
http://www.ynpress.ru/child-art/img/026.jpg Репина с детьми Лейтмотивом может служить кружок, собиравшийся в Абрамцеве, где и взрослые, и дети участвовали в едином спектакле. Дети оставались детьми, взрослые вели себя как дети. Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл.
http://www.ynpress.ru/child-art/img/028.jpg Игровое начало доминирует в полотнах Васнецова. Художник превращал реальных детей в сказочных героев: то обряжал в костюм скомороха, то обращал сына Мамонтова в Алешу Поповича; Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл.
Елену Прекрасную на сером ― писал с дочери Третьякова, с дочери Мамонтова, свою знаменитую “Аленушку” разглядел в реальной девочке Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл.
http://www.ynpress.ru/child-art/img/029.jpg Серов. Девочка с персиками Художник той эпохи смело выплескивал на холст все богатство окружающего мира, совмещал жанры: здесь портрет и пейзаж, интерьер и натюрморт… И в центре ― юное существо, воплощенное цветение весны. СЕРОВ, девочка с персиками Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл.
http://www.ynpress.ru/child-art/img/031.jpg Зинаида Серебрякова Казалось бы, счастливая картина устойчивого быта. Но здесь живет предчувствие неизбежности конца уютного, устроенного, родного мира. Художник старается схватить, удержать хотя бы на холсте утекающую, словно песок между пальцами, сегодняюшную счастливую минуту Шишлянникова Е.В. учитель ИЗО гимназии №8 г. Дубна Московская обл.