Муниципальное общеобразовательное учреждение «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» Тема « Декоративно- прикладное творчество. Вязание крючком. Традиции и современность» 7класс Выполнила : Захарова Лариса Николаевна учитель технологии : 2014 год
Цели урока: Образовательная: Познакомить учащихся с особенностями вязания крючком, применением вязаных крючком изделий. Ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы; с правилами работы при вязании крючком, прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус; Развивающая: Развивать сенсорные и моторные навыки. Воспитательная: Воспитывать любовь к рукоделию. Профориентационная: Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока: Материально-техническая база: кабинет трудового обучения; инструменты, приспособления (крючки для вязания, ножницы) материал (пряжа) проектор, компьютер Дидактическое обеспечение Мультимедийная презентация; образцы вязаных изделий; крючки для вязания
Девиз урока Всем известно, что вязанье – Это кропотливый труд, Вот поэтому ленивых В мастерицы не берут.
История возникновения вязания: Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне.
Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.
Вязание - способ изготовления одежды, бывает ручное (на спицах или крючком) и машинное. В V веке вязание процветает на Востоке и примерно в IX веке попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита. В Испании же только в XVI веке получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки. Чулки были необходимым предметом одежды, в XVII и XVIII веках в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины.
Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое прошлое. При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет примерно 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно около 4 000 лет. Самыми лучшими вязальщиками были признаны Арабы, а сложнейшие узоры были придуманы еще до нашей эры. В XII веке вязание крючком получило распространения в Италии, Франции, Шотландии, Испании и Англии.
Вопросы: - Какие особенности имеют вязаные изделия? - Попробуйте объяснить термин «вязание». - Какие виды изделий можно изготовить путем вязания? - Какие особенности имеют вязаные изделия? - Попробуйте объяснить термин «вязание»? - С помощью какого изобретения процесс вязания сделался более быстрым?
Вязание крючком считается более легким видом рукоделия. Но изделия, связанные крючком, так же красивы, как и свя­занные на спицах. В качестве инструмента в данном случае используется крючок - палочка одинаковой толщины по всей длине или с утолщением на ручке с крючком на конце. Крюч­ки для вязания могут быть сделаны из пластмассы, металла, кости, дерева. Для вязания крючком могут использоваться разные виды ниток, которые могут быть изготовлены из нату­ральных или синтетических волокон. В зависимости от тол­щины ниток выбирают крючок. Выбор ниток осуществляют в зависимости от вида изделия. Для теплого жакета выберут шерстяную пряжу, а для салфетки - хлопчатобумажную.
Крючки и нитки Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 1 до 8 мм). Крючки диаметром 3-6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкий крючок (1,5-2,5мм в диаметре). Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязанное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если же взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Фактура полотна, вязанного крючком отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.
Главные части крючка
- для каждого вида пряжи обязательным является подбор нужных спиц либо крючков. - после выбора типа изделия и пряжи можно спокойно приступать к работе. Помните, что создавая вещи своими руками, вы становитесь обладателем нужной вещи в своем гардеробе за небольшую плату и совершенно точно в единственном экземпляре.
Словарь терминов Вяза ние - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине(механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения. Крючок - инструмент для вязания представляет собой палочку одинаковой толщины по всей длине или с утолщением на ручке с крючком на конце.
Нитки
Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (например, свитер, шарф, платье и т. д.), так и отделочных элементов одежды (рукава, пуговицы, манжеты и т. д.) или украшений (салфетки, занавески и т. д.).
Безопасность труда.
Положение крючка в руке
В основе всех узоров лежат несколько элементов Цепочка из воздушных петель Полустолбик
Столбик без накида
Столбик с накидом
Простой крючок из стали И нитки – раз и два! – Нужны, чтоб возникали Ажуры-кружева. Подвластны все узоры Крючку или игле: Так делали уборы И раньше на земле. Те связи не прервутся И с ниткой той сейчас И в мой узор вплетутся, Чтоб радовать Вам глаз.
Игрушки
Головные уборы
Сумки
Блузы
Цветы
Салфетки
Овощи и фрукты
Итоги урока. Рефлексия - Я узнал……. - Я научился……. - Мне понравилось……. - Я затруднялся……. Мое настроение…….
Домашнее задание: Придумайте варианты использования цепочек из воздушных петель.
Спасибо за внимание!