«…Если народ знает и помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ не исчезнет с лица земли, внося как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры». «…Если народ знает и помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ не исчезнет с лица земли, внося как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры». Президент Чувашской Республики Н. В. Федоров
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты. В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты. В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.
Вышивки народов Поволжья — марийская, мордовская, чувашская — отличаются геометризованными узорами из растений, животных и птиц, выполненных в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками. Вышивки народов Поволжья — марийская, мордовская, чувашская — отличаются геометризованными узорами из растений, животных и птиц, выполненных в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками.
Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и новые — декоративные, более легкие в исполнении — швы, создавая новые образцы народного творчества. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и новые — декоративные, более легкие в исполнении — швы, создавая новые образцы народного творчества.
Первоначально вышивка создавалась как символ, позволяющий определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной родовой группе. В ней отражались возраст и половые отличия. Первоначально вышивка создавалась как символ, позволяющий определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной родовой группе. В ней отражались возраст и половые отличия.
В элементах орнамента чувашской вышивки ученые-исследователи обнаружили знаки древней письменности. Изображения бытия в виде Древа жизни и первобытные понятия о Земле, небесном своде и светилах престали здесь в геометрических линиях и пропорциях узорного шитья. В элементах орнамента чувашской вышивки ученые-исследователи обнаружили знаки древней письменности. Изображения бытия в виде Древа жизни и первобытные понятия о Земле, небесном своде и светилах престали здесь в геометрических линиях и пропорциях узорного шитья.
Чувашские мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей. Древние смысловые значения узоров были связаны также с культовым характером вышивки. По мнению А.А.Трофимова, орнамент и мифология в ранний период развития человечества были тесно взаимосвязаны: орнамент исходил из сюжетов мифологии, орнаментальные мотивы «иллюстрировали» мифологическое представления, обряды и религиозные воззрения. Чувашские мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей. Древние смысловые значения узоров были связаны также с культовым характером вышивки. По мнению А.А.Трофимова, орнамент и мифология в ранний период развития человечества были тесно взаимосвязаны: орнамент исходил из сюжетов мифологии, орнаментальные мотивы «иллюстрировали» мифологическое представления, обряды и религиозные воззрения.
1. Йěпкěн - контурный шов, или роспись 2. Чăрмалла - гладьевой прямой шов 3. Хантăс - косая мелкая стежка 4. Ăсма хантăс - верхний шов 5. Хуралла - набор, или верхний шов 6. Эрехле - простой крест 7. Майралла - мордовский крест 8. Шулам - косой гладьевой шов 9. Чěпчěрке - шов по краю ворота 10. Касманшăтăкла - в елочку 11. Двусторонний стебельчатый шов 12. Хăю - стебельчатый шов, или веревочка 13. Хантăслашывлам - верхний косой шов 14. Двусторонний шов 15. Чěнтěр 16. Йěп ум - тамбур 17. Сиктерÿллě - набор 18. Шÿркени - обметочный шов 19. Ухмахтěрě - пустяшный шов 1. Йěпкěн - контурный шов, или роспись 2. Чăрмалла - гладьевой прямой шов 3. Хантăс - косая мелкая стежка 4. Ăсма хантăс - верхний шов 5. Хуралла - набор, или верхний шов 6. Эрехле - простой крест 7. Майралла - мордовский крест 8. Шулам - косой гладьевой шов 9. Чěпчěрке - шов по краю ворота 10. Касманшăтăкла - в елочку 11. Двусторонний стебельчатый шов 12. Хăю - стебельчатый шов, или веревочка 13. Хантăслашывлам - верхний косой шов 14. Двусторонний шов 15. Чěнтěр 16. Йěп ум - тамбур 17. Сиктерÿллě - набор 18. Шÿркени - обметочный шов 19. Ухмахтěрě - пустяшный шов
В чувашской вышивке больше всего встречаются черные, красные, желтые, зеленые и синие цвета. Преобладающим цветом является красный, черные нитки применяются для окантовки узора и его отдельных частей. В чувашской вышивке больше всего встречаются черные, красные, желтые, зеленые и синие цвета. Преобладающим цветом является красный, черные нитки применяются для окантовки узора и его отдельных частей. В народном творчестве красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги, от чего зависело благополучие человека.
В старинной вышивке чувашей белые нитки отсутствуют, но белый цвет в общей гамме узора всегда есть - это основа( белый холст.) Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. В старинной вышивке чувашей белые нитки отсутствуют, но белый цвет в общей гамме узора всегда есть - это основа( белый холст.) Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей, видимо, в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий - свод неба, желтый - солнце. Однако можно предполагать, что самыми древними цветами в искусстве вышивки являются красный, черный и белый.
Сегодня в Чувашии бытуют древние традиции. Национальная вышивка – самый развитый вид современного декоративно-прикладного искусства. Народные мастерицы используют старые мотивы, придумывают и новые. Сегодня в Чувашии бытуют древние традиции. Национальная вышивка – самый развитый вид современного декоративно-прикладного искусства. Народные мастерицы используют старые мотивы, придумывают и новые.
Чувашская вышивка- достояние и гордость чувашского народа, свидетельство его неиссякаемого таланта и неиссякаемых способностей. И поэтому следует приложить все силы тому, чтобы это творчество приумножалось, развивалось и обогащалось нашими и последующими поколениями, чтобы оно в мировой художественной культуре заблистало яркой звездой. Чувашская вышивка- достояние и гордость чувашского народа, свидетельство его неиссякаемого таланта и неиссякаемых способностей. И поэтому следует приложить все силы тому, чтобы это творчество приумножалось, развивалось и обогащалось нашими и последующими поколениями, чтобы оно в мировой художественной культуре заблистало яркой звездой.
Нельзя нам, молодому поколению, забывать швы, узоры и секреты чувашской вышивки, которые через темень и дым курной избы довели наши предки до нынешних дней. Нельзя нам, молодому поколению, забывать швы, узоры и секреты чувашской вышивки, которые через темень и дым курной избы довели наши предки до нынешних дней. Чувашская вышивка – это богатейшее искусство, которым в действительности можно гордиться.