Боровиковский В.Л. – «Великий мастер русского портрета» Подготовил: Новиков Олег, 6 класс МОУ СОШ № 16
Великий мастер Сейчас трудно себе представить, что имя Владимира Лукича Боровиковского многие годы находилось в забвении. Около его картин в Третьяковке всегда много народу, а репродукции неизменно иллюстрируют рассказы в книгах и журналах о жизни в XVIII веке. Но лишь в 1905 году благодаря Александу Бенуа имя художника было вновь подарено миру и произошло это на выставке "100 лет русского портрета"
Начало творческого пути Владимир Лукич Боровиковский происходил из стариннной миргородской семьи Луки Боровика. Первыми его учителями в живописи стали его отец и дядя, которые занимались иконописью.
Счастливый случай Незадолго до визита в Крым и в Киев Екатерины II граф Капнист, поэт и губенатор Киева, пригласил В.Л.Боровиковского оформить комнаты, где должна была остановиться императрица. Художник написал два великолепных панно, которые понравились заказчику и тот помог юноше переехать в Петербург. Так в 1787 году художник попал в столицу.
Ранний период творчества Первые 10 лет Владимир Лукич жил в доме известного архитектора и поэта Н.А.Львова. Спустя четыре года после приезда в столицу художник пишет портрет О.К.Филипповой, жены главного архитектора по сооружению Петербургского Казанского Собора... Покровитель Боровиковского - архитектор Н.А.Львов
Портрет О.К. Филипповой Молодая женщина изображена в белом утреннем туалете на фоне сада. В ее руке бледная роза. Ее образ лишен малейших признаков жеманства, кокетливости. Черты лица индивидуальны; миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой – все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого сквозит почти детская нежность и мечтательная задумчивость
Становление мастера В 1792 г. он обучается портретному мастерству у И. Б. Лампи, перенимая у него основные технические навыки. Видя одаренность своего ученика, Лампи ходатайствует перед Академией художеств о присвоении Боровиковскому звания академика. Учитель Боровиковского – художник И.Б. Лампи
Портретист по призванию «Великий мастер русского портрета, поэт мечтательной грусти и нежных «сантиментов», с особенной любовью писавший очаровательных женщин Павловского и Александровского времени», – писал о нем И. Э. Грабарь. Будучи тесно связанным с лучшими людьми своего времени, следуя традиции классического искусства, Боровиковский привносит в живопись высокие представления о человеке.
Портрет М.И. Лопухиной Одним из наиболее зрелых лирических произведений художника был портрет М. И. Лопухиной. Гармония образа создается всем художественным строем произведения: певучей плавностью линий, движением руки, ритмическими повторами стволов и ветвей деревьев тенистого парка, тончайшими светотеневыми нюансами, нежно-голубым, перламутровым колоритом, воспринимаемым подобно волшебным звукам клавесина
Портрет М.И. Лопухиной Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас... Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Вершина творчества В конце 1790-х — начале 1800-х годов слава Боровиковского достигла вершины. Это время расцвета творчества художника. Художник получал множество заказов. Ему позировали цари, вельможи, генералы, отцы церкви.
Вершина творчества Он «удостаивался чести» писать с натуры Екатерину II. Одним из таких портретов является «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. Боровиковский отказался от изображения царицы в виде «земной богини». Она предстала в обычном домашнем облике. Впечатленный Пушкин вспомнил об этой картине при написании эпизода встречи Маши с императрицей в «Капитанской дочке».
Вершина творчества Иную грань, не менее типичную для эпохи, раскрывают мужские портреты Боровиковского. Серьезен и несколько угрюм Д. П. Трощинский, статс-секретарь Екатерины II. Мужественным, овеянным славой суворовских походов изобразил живописец Ф. А. Боровского.
В конце жизненного путиВ конце жизни художник занимался религиозной живописью: написал несколько икон для строящегося Казанского собора, расписал иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Но ни деньги, ни слава не меняли художника.
В конце жизненного пути Боровиковский вел одинокую, замкнутую жизнь, будучи всецело поглощен искусством. Умер художник на шестьдесят восьмом году жизни. Его любимый ученик, А. Г. Венецианов, писал в письме к другу: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников... Я буду писать его биографию».
Художника давно уж нет на земле, но ухваченные гениальной кистью миргородского казака на нас сквозь века глядят и по-прежнему населяют жизнь наши далекие русские соотечественники — лирические лица современниц «Боровика Боровиковского», сановники в парадных мундирах, августейшие особы. Не будем же «равнодушным потомством».