PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Медицина / Технология формирования интонационной стороны речи
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Технология формирования интонационной стороны речи


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Технология формирования интонационной стороны речи


Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Вопросы лекции Определение, функции интонации. Элементы интонации. Невербальные
Описание слайда:

Вопросы лекции Определение, функции интонации. Элементы интонации. Невербальные средства общения. Технология формирования интонационной выразительности речи у детей.

№ слайда 3 ИНТОНАЦИЯ – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организ
Описание слайда:

ИНТОНАЦИЯ – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное, повелительное значение, позволяют говорящему выразить свои чувства.

№ слайда 4 Функции интонации Различает коммуникативные типы высказывания (побуждение, вопро
Описание слайда:

Функции интонации Различает коммуникативные типы высказывания (побуждение, вопрос и др.) Различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности Оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы (синтагмы)

№ слайда 5 4. Выражает конкретные эмоции 4. Выражает конкретные эмоции 5. Вскрывает подтекс
Описание слайда:

4. Выражает конкретные эмоции 4. Выражает конкретные эмоции 5. Вскрывает подтекст высказывания 6. Характеризует ситуацию общения и говорящего

№ слайда 6 Информативность 55% - невербальные средства 38% - интонация, тон голоса 7% - сло
Описание слайда:

Информативность 55% - невербальные средства 38% - интонация, тон голоса 7% - слова

№ слайда 7 Элементы интонации Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств речи,
Описание слайда:

Элементы интонации Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, логическое ударение, тон, паузы.

№ слайда 8 Мелодика повышение или понижение тона голоса при произнесении фразы, что придает
Описание слайда:

Мелодика повышение или понижение тона голоса при произнесении фразы, что придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и др.) и позволяет избежать монотонности.

№ слайда 9 Логическое ударение выделение голосом наиболее важного по смыслу слова. Брат пер
Описание слайда:

Логическое ударение выделение голосом наиболее важного по смыслу слова. Брат переехал на новую квартиру.

№ слайда 10 Способы выделения логического ударения В устной речи: более громкое произнесение
Описание слайда:

Способы выделения логического ударения В устной речи: более громкое произнесение ударного слова, повышение или понижение тона голоса на этом слове, пауза перед логически ударным словом, замедленное произнесение слова.

№ слайда 11 На письме: На письме: выделяющим шрифтом, знаком ударения, прописными буквами, в
Описание слайда:

На письме: На письме: выделяющим шрифтом, знаком ударения, прописными буквами, восклицательным знаком в скобках, выделяющим тире перед значимым словом, выделяющие частицы (это, только, лишь ...), наречия меры, степени (весьма,чрезвычайно) повторением слова, логически ударное слово на письме- в конце предложения.

№ слайда 12 Пауза временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные
Описание слайда:

Пауза временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части. Облегчает дыхание при речи, помогает говорящему собраться с мыслями, а слушающему облегчает восприятие речи, позволяет понять смысл высказывания.

№ слайда 13 Виды пауз физиологические (дыхательные), ритмические, синтаксические, логические
Описание слайда:

Виды пауз физиологические (дыхательные), ритмические, синтаксические, логические (смысловые), психологические (связаны с чувствами), обдумывания, размышления

№ слайда 14 Казнить нельзя помиловать. Казнить нельзя помиловать. На утес одинокий орел сади
Описание слайда:

Казнить нельзя помиловать. Казнить нельзя помиловать. На утес одинокий орел садится. Поездку отложить нельзя выезжать. Детей отправьте вечером встретим.

№ слайда 15 Темп речи скорость произнесения звуков, слов, фраз. Темп речи – величина непосто
Описание слайда:

Темп речи скорость произнесения звуков, слов, фраз. Темп речи – величина непостоянная. Бывает средний, медленный, быстрый. Средний темп русской речи – 120 слов в минуту.

№ слайда 16 Факторы, влияющие на темп речи индивидуальные особенности говорящего, его темпер
Описание слайда:

Факторы, влияющие на темп речи индивидуальные особенности говорящего, его темперамент, настроение, содержание высказывания, ситуация общения, цель общения, жанр высказывания и характер передаваемой информации.

№ слайда 17 Тон это эмоциональная окраска голоса человека. Отражает разнообразные чувства, п
Описание слайда:

Тон это эмоциональная окраска голоса человека. Отражает разнообразные чувства, переживания, душевные состояния говорящего, передает оттенки радости и горя, печали и веселья, ласки и грубости, похвалы и порицания и т.д. Зависит от тех же факторов, что и темп речи.

№ слайда 18 Ритм определенное последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз
Описание слайда:

Ритм определенное последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз. Подобная упорядоченность речи делает ее мелодичной, музыкальной. Различные виды текстов по степени ритмизованности: стихи, сказки, проза.

№ слайда 19 Невербальные средства общения 1. Прикосновения в ситуации общения статические (р
Описание слайда:

Невербальные средства общения 1. Прикосновения в ситуации общения статические (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание до собеседника) динамические (поглаживание, похлопывание)

№ слайда 20 2. Расположение людей в пространстве 2. Расположение людей в пространстве дистан
Описание слайда:

2. Расположение людей в пространстве 2. Расположение людей в пространстве дистанция общения (длинная, средняя, короткая) позиция общения (сверху, снизу, «глаза в глаза»)

№ слайда 21 3. Невербальные средства, передающие экспрессию в общении - мимика (движения мыш
Описание слайда:

3. Невербальные средства, передающие экспрессию в общении - мимика (движения мышц лица), - пантомимика (моторика всего тела) / поза, осанка, поклоны, походка/, - жесты (движения отдельных частей тела)

№ слайда 22 Мимика отражает многие человеческие Мимика отражает многие человеческие эмоции:
Описание слайда:

Мимика отражает многие человеческие Мимика отражает многие человеческие эмоции: радость, удивление, страх, страдание, влюбленность и др. Мимика правой и левой половины лица немного различается, т.к. контролируется разными полушариями мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллект. Правое – эмоции, воображение, сенсорную деятельность.

№ слайда 23 Работа правого полушария отражается на Работа правого полушария отражается на ле
Описание слайда:

Работа правого полушария отражается на Работа правого полушария отражается на левой стороне лица. Считается, на этой стороне труднее скрыть свои чувства. Особенно, отрицательные эмоции. Они отчетливее отражаются именно на левой стороне лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица.

№ слайда 24 Пантомимика и жесты позволяют определить Пантомимика и жесты позволяют определит
Описание слайда:

Пантомимика и жесты позволяют определить Пантомимика и жесты позволяют определить эмоциональное состояние человека во время речи. Ритмически согласованные с интонацией, ударениями, паузами жесты и движения тела позволяют сосредоточить внимание слушающего на тех или иных «ударных» частях высказывания. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестами. Неумеренная жестикуляция утомляет, может вызвать раздражение.

№ слайда 25 Наравне во словами-паразитами существуют Наравне во словами-паразитами существую
Описание слайда:

Наравне во словами-паразитами существуют Наравне во словами-паразитами существуют и жесты-сорняки, отвлекающие собеседника от восприятия речи: почесывать затылок, множество раз поправлять прическу, очки и т.п., теребить пуговицу и др. Движения рук и всего тела должны быть мотивированы, порождаться естественно излагаемой мыслью, чувствами. Их необходимо тренировать.

№ слайда 26 Виды жестов 1. ритмические /в считалках/ 2. локальные 2.1 изобразительные /жесты
Описание слайда:

Виды жестов 1. ритмические /в считалках/ 2. локальные 2.1 изобразительные /жесты показа размера, высоты, формы/ 2.2 указательные /жесты призыва, остановки, указания на что-то или кого-то, призыв к тишине/

№ слайда 27 2.3 символические /в пальчиковых играх/ 2.3 символические /в пальчиковых играх/
Описание слайда:

2.3 символические /в пальчиковых играх/ 2.3 символические /в пальчиковых играх/ 2.4 эмоциональные /жесты радости, сочувствия/ 2.5 модальные /«да», «нет», «конечно»/ 2.6 этикетные /приветствие, прощание/

№ слайда 28 Развитие умения пользоваться жестами и мимикой 1 ступень – «без слов» Знакомство
Описание слайда:

Развитие умения пользоваться жестами и мимикой 1 ступень – «без слов» Знакомство с жестами и мимикой, распознавание различных эмоциональных состояний, мимические этюды. 2 ступень – «жест-мимика-слово» Учимся рационально сочетать невербальные средства с речью.

№ слайда 29 При каких речевых нарушениях страдает интонация?
Описание слайда:

При каких речевых нарушениях страдает интонация?

№ слайда 30 Технология формирования интонационной выразительности речи у детей 1 этап. Форми
Описание слайда:

Технология формирования интонационной выразительности речи у детей 1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи 2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

№ слайда 31 1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивн
Описание слайда:

1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи 1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи Задачи: показать, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, познакомить с различными видами интонаций, средствами их выражения, научить различать разнообразные интонационные структуры в чужой речи.

№ слайда 32 Подготовительные ритмические Подготовительные ритмические упражнения на восприят
Описание слайда:

Подготовительные ритмические Подготовительные ритмические упражнения на восприятие и воспроизведение ритмов /готовят к восприятию интонаций, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы/.

№ слайда 33 Материал для упражнений – Материал для упражнений – ритмические структуры: /// -
Описание слайда:

Материал для упражнений – Материал для упражнений – ритмические структуры: /// - изолированные удары, /// // - серии простых ударов, // UU //- акцентированные удары.

№ слайда 34 1 направление. Формирование общих представлений об интонационной выразительности
Описание слайда:

1 направление. Формирование общих представлений об интонационной выразительности. 1 направление. Формирование общих представлений об интонационной выразительности. 2 направление. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Средство выражения Способ обозначения /. /

№ слайда 35 3 направление. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и
Описание слайда:

3 направление. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. 3 направление. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Средство выражения Способ обозначения /?/ 4 направление. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Средство выражения Способ обозначения /!/

№ слайда 36 5 направление. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной
Описание слайда:

5 направление. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. 5 направление. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. /уточнить средства выражения, способы обозначения; определять интонацию предложений в текстах, стихотворениях/

№ слайда 37 2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи 2 этап.
Описание слайда:

2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи 2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи Задачи: сформировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, отдифференцировать интонации в экспрессивной речи.

№ слайда 38 Подготовительные упражнения Подготовительные упражнения /развитие элементов инто
Описание слайда:

Подготовительные упражнения Подготовительные упражнения /развитие элементов интонации: темпа и тембра голоса, силы и высоты голоса, голосовых модуляций, логического ударения, физиологического, фонационного и речевого дыхания и др./

№ слайда 39 Дополнительные упражнения для тренировки дыхания 1. Трехфазовое дыхание по систе
Описание слайда:

Дополнительные упражнения для тренировки дыхания 1. Трехфазовое дыхание по системе О. Г. Лобановой – Е. А. Лукьяновой В основе – учет физиологических процессов дыхания. Выдох через небольшое сопротивление в губах, пауза – момент отдыха, возврат дыхания – через нос, легкий, бесшумный.

№ слайда 40 2. Тренировка прерывистого дыхания 2. Тренировка прерывистого дыхания (по В. К.
Описание слайда:

2. Тренировка прерывистого дыхания 2. Тренировка прерывистого дыхания (по В. К. Дурыманову) Вдох – пауза – вдох – пауза – выдох – пауза – выдох. (Повторить 10 раз) Ходьба на месте в течение 1-2 минут, дышим как в упражнении 1). Выполнить 5 приседаний, дышим как в упражнении 1).

№ слайда 41 3. Дыхание по методике К. П. Бутейко 3. Дыхание по методике К. П. Бутейко (эконо
Описание слайда:

3. Дыхание по методике К. П. Бутейко 3. Дыхание по методике К. П. Бутейко (экономичное дыхание) Вдох через нос (1-2 секунды) – выдох через нос (1-2 секунды) – дыхательная пауза (4-5 секунд) Вдох и выдох легкие, поверхностные. Дыхательная пауза постепенно удлиняется до 10 – 20 – 30 секунд.

№ слайда 42 4. Дыхание по А. Н. Стрельниковой 4. Дыхание по А. Н. Стрельниковой Основное вни
Описание слайда:

4. Дыхание по А. Н. Стрельниковой 4. Дыхание по А. Н. Стрельниковой Основное внимание – вдоху (через нос, активный, «шмыгающий»). Выдох – естественный. Базовое упражнение – «Кулачки» «Стрельниковская сотня» (4х24, 8х12, 16х6)

№ слайда 43 Упражнения по развитию силы голоса 1. Усиление голоса /немая артикуляция, шепот,
Описание слайда:

Упражнения по развитию силы голоса 1. Усиление голоса /немая артикуляция, шепот, тихо, громко/ О-О-О-О 2. Ослабление голоса /громко, тихо, шепот, немая артикуляция/ У-У-У-У 3. Прямой счет с постепенным усилением голоса: 1-2-3-4-5 4. Обратный счет с постепенным ослаблением голоса: 5-4-3-2-1

№ слайда 44 Упражнения по развитию высоты голоса 1. Повышение и понижение голоса при произне
Описание слайда:

Упражнения по развитию высоты голоса 1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков У У У У 2. «Вопрос-ответ» Был сапожник? /высоко/ Был. /низко/ …

№ слайда 45 Правила работы с речевым материалом на 2 этапе 1) речевой материал подбирается п
Описание слайда:

Правила работы с речевым материалом на 2 этапе 1) речевой материал подбирается по принципу «от простого к сложному», 2) весь речевой материал отрабатывается сопряженно с логопедом, отраженно, затем самостоятельно.

№ слайда 46 1 направление. Работа над интонационной выразительностью повествовательного пред
Описание слайда:

1 направление. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения 1) Упражнения по освоению ритмики слова односложные слова и предложения с ними/суп, стол, сын спит/ двусложные слова /лиса, мороз/ трехсложные и четырехсложные слова /молоко, балерина/.

№ слайда 47 2) Произнесение словосочетаний и 2) Произнесение словосочетаний и предложений с
Описание слайда:

2) Произнесение словосочетаний и 2) Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения с ударением на первом слоге /Утром холодно./ с ударением на одном из средних слогов /Машина поехала./ с ударением на конечном слоге /Самолет летит./ с различными комбинациями по месту ударения /Станция метро./

№ слайда 48 3) Отработка повествовательной интонации с выделением логически ударного слова 3
Описание слайда:

3) Отработка повествовательной интонации с выделением логически ударного слова 3) Отработка повествовательной интонации с выделением логически ударного слова Его зовут Саша Его зовут Саша Его зовут Саша

№ слайда 49 2 направление. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предлож
Описание слайда:

2 направление. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения 1) Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, выделение вопросительной интонацией слова в начале, в середине, в конце предложения Нос? Это нос? Снежинки? Летят снежинки? Можно взять санки? Это твоя сумка? Ты идешь домой?

№ слайда 50 2) Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом 2) От
Описание слайда:

2) Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом 2) Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом в начале предложения /Куда ты идешь?/ в середине предложения /Ты когда пойдешь гулять?/ 3) Закрепление вопросительной интонации на материале стихотворений

№ слайда 51 3 направление. Работа над интонационной выразительностью восклицательного предло
Описание слайда:

3 направление. Работа над интонационной выразительностью восклицательного предложения 1) Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий 2) Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание 3) Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах

№ слайда 52 4 направление. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной
Описание слайда:

4 направление. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи Работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети подражают голосам, интонациям героев; передают их мимику, жесты, повадки. Важна подготовительная работа.

№ слайда 53 Литература Литература Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И
Описание слайда:

Литература Литература Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова, М., 1997. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. С-Пб., 1999. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М., 1999.

№ слайда 54 4. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логичес
Описание слайда:

4. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. М., 2002. 4. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. М., 2002. 5. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, 1998. 6. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. Москва, 2006.

№ слайда 55 7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2004. 7. Лопатина Л.
Описание слайда:

7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2004. 7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2004. 8. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург, 1992. 9. Винарская Е. Н., Богомазов Г. М. Возрастная фонетика. М., 2005. 10. Бейлинсон Л. С. Профессиональная речь логопеда. М., 2005.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru