СТРУКТУРА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ
Государственные расходы на здравоохранение за 2001-2006 годы
Общий объем расходных обязательств на здравоохранение (федеральный бюджет)
Особенности финансирования здравоохранения, требующие модернизации Многоканальность финансирования, приводящая к дублированию расходов, дискоординации в направлении средств, отсутствию прозрачности в использовании средств, снижению ответственности за неэффективные расходы; Заниженные нормативы финансирования Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи обусловливают дефицитность программы и отсутствие маневренности у руководителя в направлении средств на нужды ЛПУ; Неполный тариф в обязательном медицинском страховании ставит лечебное учреждение в зависимость от муниципального или государственного бюджета; Финансирование лечебных учреждений из бюджетов разного уровня на койку и на посещение, заработная плата по тарифной сетке формирует иждевенческий настрой у руководителей ЛПУ и медицинских работников.
Общие причины, обуславливающие необходимость модернизации здравоохранения в Российской Федерации Низкое качество оказываемой населению медицинской помощи; Высокая доля платных медицинских услуг; Неравная доступность высокотехнологичной бесплатной медицинской помощи для граждан, проживающих в разных субъектах Российской Федерации; Недовольство граждан действующей системой реализации их конституционных прав на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья.
Динамика численности врачей и среднего медицинского персонала. Российская Федерация (тыс.)*
Обеспеченность населения врачами в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (на 10 тыс. населения), 2008 год*
Распределение врачей по типам учреждений*
Обеспеченность населения врачами в различных странах (на 10 тыс. населения)*
Обеспеченность населения средним медицинским персоналом в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (на 10 тыс. населения), 2008 год*
Соотношение врачей и среднего медицинского персонала в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения, 2008 год*
Соотношение врачей и среднего медицинского персонала по типам учреждений здравоохранения*
III . Отработка основных подходов к модернизации здравоохранения в пилотных территориях Переход на одноканальное или преимущественно одноканальное финансирование лечебных учреждений по конечному результату; Внедрение единых стандартов оказания медицинской помощи и стандартов оснащения; Внедрение элементов частичного или полного фондодержания («деньги следуют за пациентом»); Внедрение персонифицированного учета объемов оказанной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования с ее оплатой на основе норматива финансовых затрат, рассчитанных на основе стандарта медицинской помощи; Реформирование оплаты труда в соответствии с объемами оказанной медпомощи на основе коэффициента трудового участия
Основные направления развития системы здравоохранения на региональном уровне*
Изменение налогообложения, стимулирующее развитие отрасли здравоохранения Отнесение на себестоимость продукции в полном объеме ДМС и медицинских услуг для сотрудников предприятий и членов их семей Инвестиции в здравоохранение освободить от налога на прибыль Освобождение организаций от выплаты НДС с платежей за расходные материалы и оказание медицинских и сервисных услуг Возможность зачета средств на ОМС при покупке ДМС для физических лиц и предприятий Льготное предоставление земельных участков под строительство ЛПУ Льготное подключение к инфраструктуре
Обеспечение равенства медицинских организаций различных форм собственности при оказании медицинских услуг населению
Солидарная ответственность государства, работодателя и гражданина за личное и общественное здоровье Среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности
Перспективный план модернизации здравоохранения 2008-2009 годы – реформирование обязательного медицинского страхования, законодательное закрепление прав и обязанностей субъектов обязательного медицинского страхования; 2008-2010 годы – формирование конкурентной сети организаций здравоохранения для обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью с внедрением единых стандартов медицинской помощи, табеля оснащения и кадрового обеспечения; 2008-2011 годы – преобразование учреждений здравоохранения в иные организационно-правовые формы с размещением в них государственного (муниципального) задания.
Перспективный план модернизации здравоохранения 2008-2011 годы – законодательное закрепление страхования профессиональной ответственности медицинских работников; 2008-2012 годы – формирование института защиты прав пациентов; 2010-2012 годы – взаимодействие государства и профессиональных медицинских ассоциаций по аккредитации медицинских учреждений и лицензированию медицинских работников.
Законодательное закрепление направлений модернизации здравоохранения Об обязательном медицинском страховании; О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части уточнения норм по налогообложению субъектов правоотношений в системе ОМС; О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об автономных учреждениях»; О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников; О защите прав пациентов; О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Предложения к реформе здравоохранения: Усовершенствование системы управления здравоохранением Законодательное обеспечение гарантий финансирования системы здравоохранения «Программно-блоковый» подход к медицинскому обслуживанию населения: работающего, сельского, детей, подростков, инвалидов, пенсионеров, больных социально-значимыми заболеваниями и др. Ликвидация теневого рынка в здравоохранении Разработка единых медико-экономических стандартов лечения Обеспечение равенства медицинских организаций различных форм собственности при оказании медицинских услуг населению Развитие системы медицинского страхования граждан Изменение налогообложения, стимулирующее развитие отрасли здравоохранения
Удовлетворенность населения медицинской помощью (в %)*