Память
ПАМЯТЬ Единый психический процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации. Память позволяет человеку накапливать, сохранять и использовать личный жизненный опыт. Человек способен запечатлевать, хранить и воспроизводить информацию не только о внешних воздействиях, но и о своих собственных внутренних состояниях. Есть память на информацию, есть память на эмоции и чувства, память на волевые усилия и т.д. Память считается сквозным психическим процессом, это свойство психики в целом.
Отличия человеческой памяти от компьютерной?
Отличия человеческой памяти от компьютерной? не существует абсолютного копирования и абсолютного воспроизведения информации процессы памяти - запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание – очень тесно связаны с мышлением, речью, вниманием, эмоциями сохранение информации в человеческой памяти представляет собой совокупность сложных процессов ее усвоения и переработки воспроизведение определяется отношением человека к воспроизводимому содержанию
Некоторые эффекты человеческой памяти Реминисценция – отсроченное воспроизведение. Когда материал логически связан, большой по объему и имеет на человека эмоциональное воздействие – через какое-то время он воспроизводится лучше. Эффект Зейгарник – прерванные, незаконченные действия запоминаются людьми лучше, чем завершенные действия. Галоэффект. Эффект края. Проактивное и ретроактивное торможение. Дежа вю и жамэ вю – «уже видел» и «никогда не видел».
Кривая забывания Эббингауза
Продукт функционирования памяти – представление Отличие образа памяти (представления) от образа восприятия: меньшая степень отчетливости, ясности, устойчивости; представление схематично и фрагментарно; в образе представления могут быть признаки объекта, недоступные восприятию, например, информация о его внутреннем строении.
Виды памяти
Виды памяти по длительности хранения информации Мгновенная (сенсорная) память – 2-4 секунды. Не поддается произвольному контролю. Кратковременная – 15-30 секунд. Объем - 7 единиц. Может поддаваться управлению за счет повторения. Промежуточная (буферная) память – информация сохраняется до перевода в долговременную. Очищается во время сна. Оперативная память – память, которая обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия и операции. В уме удерживаются промежуточные результаты, которые забываются после завершения. Долговременная – не ограничена по объему и времени хранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена.
Процессы памяти Запечатление – непреднамеренное или непроизвольное запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Запоминание - характерно наличие специальной цели — запомнить то, что намечено. Это деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала. Перед человеком стоит задача избирательно запомнить определенный материал, отделив его от всех побочных впечатлений.
Процессы памяти Сохранение - может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью - происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в: в исчезновении отдельных деталей в замене одних деталей другими в изменении последовательности материала в обобщении материала
Процессы памяти Воспроизведение - осуществляется в виде узнавания и воспоминания. Забывание - невозможность вспомнить или ошибочное узнавание и воспроизведение.
Факторы, влияющие на запоминание Оптимальное состояние мозга Число повторений Знакомость стимула Степень организованности материала Глубина переработки материала Установка на запоминание или значимость Включенность материала в структуру целенаправленной деятельности Сведение к минимуму побочных интерферирующих (противоборствующих) воздействий Включенность материала в семантическое, понятийное ноле сознания Владение приемами запоминания – мнемотехникой
Факторы, влияющие на забывание Возраст Характер информации Степень использования информации Интерференция
Нарушения памяти Ретроградная амнезия Фиксационная амнезия Антероградная амнезия Селективная амнезия Анэкфория Искаженные воспоминания Ложные реминисценции Присвоенные воспоминания Навязчивые воспоминания
приемы, улучшающие запоминание СДЕЛАТЬ МАТЕРИАЛ «СВОИМ» ПОМНИТЬ О КРИВОЙ ЗАБЫВАНИЯ ПОВТОРЯТЬ И ПРИВЯЗЫВАТЬ НОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ К УЖЕ СОХРАНЕННОЙ ПОМНИТЬ ОБ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ БОЛЬШЕ ДВИГАТЬСЯ ВЫСЫПАТЬСЯ ПРИМЕНЯТЬ МНЕМОТЕХНИКИ
РАЗРАБОТКА ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ИССЛЕДОВАТЬ? КАКОВА ВАША ГИПОТЕЗА? КАКОВЫ ВАШИ ПЕРЕМЕННЫЕ? КАКОВА ВАША ВЫБОРКА? КАКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ БУДЕТ ОКАЗАНО? КАК ВЫ БУДЕТЕ ОБРАБАТЫВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ? КАК ВЫ БУДЕТЕ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ? КАКОВО ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ?