Физиология лимбической системы (limbus – край)
Термин Лимбическая система (ЛС) предложен Мак – Лином (1952г) и связан с особенностью ее расположения в виде кольца на границе новой коры. Термин Лимбическая система (ЛС) предложен Мак – Лином (1952г) и связан с особенностью ее расположения в виде кольца на границе новой коры. Отделяет ее от ствола мозга. Это функциональное объединение структур конечного, промежуточного и среднего мозга.
Анатомически в нее входят: гиппокамп, Анатомически в нее входят: гиппокамп, гиппокампова и поясная извилины, зубчатая фасция, свод, миндалевидный комплекс, перегородка, переднее таламическое ядро, гипоталамус. Функционально: мамиллярные тела, РФ, лобно-височная кора.
Афферентную информацию ЛС получает от различных областей головного мозга. Главным источником ее возбуждения является РФ. В ЛС находится «корковый» отдел обонятельного анализатора.
Эфферентные выходы – через гипоталамус на: 1) вегетативные и соматические центры ствола и спинного мозга. 2) на ассоциативную зону коры (регуляция высших психических функций).
Функции ЛС
1) поддержание гомеостаза путем автоматизированного управления вегетативными процессами – по врожденным гомеостатическим программам. 1) поддержание гомеостаза путем автоматизированного управления вегетативными процессами – по врожденным гомеостатическим программам. 2) формирование витальных потребностей с эмоциональной окрашенностью.
3)формирование поведения для достижения цели (сознательный компонент гомеостатических реакций). 3)формирование поведения для достижения цели (сознательный компонент гомеостатических реакций).
Поддержание гомеостаза.
1) ЛС является одним из элементов аппарата управления в функциональных системах. 1) ЛС является одним из элементов аппарата управления в функциональных системах. Получив сигнал от аппарата рецепции, ЛС через гипоталамус нервным или гуморальным путем активирует деятельность тех органов и систем, деятельность которых влияет на данную гомеостатическую составляющую.
Таким образом, гипоталамус играет роль эффекторной зоны в висцеральном мозге. Таким образом, гипоталамус играет роль эффекторной зоны в висцеральном мозге.
2) ЛС формирует тот или иной вариант витальную потребность. 2) ЛС формирует тот или иной вариант витальную потребность. Это чувство жажды, голода, солевого аппетита, сексуальные потребности.
Реализация этих потребностей осуществляется через кору Реализация этих потребностей осуществляется через кору в виде необходимого для достижения цели поведения (реакции приближения к объекту или избегание контакта с ним).
В качестве примера рассмотрим поддержание уровня питательных веществ в крови. В качестве примера рассмотрим поддержание уровня питательных веществ в крови.
ФС поддержания уровня глюкозы в крови
Формирование поведения и способы достижения цели.
Большое количество связей в ЛС обеспечивает условия для длительной циркуляции импульсов в ЛС и запоминание. Большое количество связей в ЛС обеспечивает условия для длительной циркуляции импульсов в ЛС и запоминание.
На основе запоминания формируются приобретенные программы поведения, которые могут быть использованы для достижения цели. На основе запоминания формируются приобретенные программы поведения, которые могут быть использованы для достижения цели.
Способы достижения цели можно объединить в 2 группы:
1) Реакции приближения: а) исследовательская б) эффект удовольствия. в) удовлетворение потребности
2) Реакции избегания: а) пассивного избегания б) активнооборонительного избегания (агрессивное нападение)
Характеристика реакций приближения.
1) Исследовательская Заключается в обследовании, изучении обстановки при ее новизне. Продолжительность этой реакции зависит от активности гиппокампа.
Компоненты поведения при исследовательской реакции: 1) соматические – проявляются в движениях, тонусе мимической мускулатуры. Поэтому, по внешнему виду видно, что человек впервые в этой обстановке. 2) Вегетативные реакции: ↑ЧСС, ЧД, потоотделение. 3) психоэмоциональные реакции.
2. Эффект удовольствия. Реакция приближения может быть выбрана вследствие получения удовольствия от контакта с объектом.
За формирование эффекта удовольствия отвечают миндалевидные ядра. За формирование эффекта удовольствия отвечают миндалевидные ядра.
3. Удовольствие потребности. При достижении цели активное поведение исчезает и сменяется покоем, у животных обычно сном.
Характеристика реакции пассивного избегания. Проявляется в виде бегства или оцепенения в зависимости от силы раздражения. Сопровождается вегетативным и эмоциональным компонентом.
Типы поведения при пассивном избегании.
Поведение I типа Происходит оценка обстановки, сравнение с имеющимся опытом и намечается план спасательных действий. Велика роль рассудочного компонента, поэтому выбираются целесообразные действия.
Реакция II тип – паника. Возникает эмоциональный взрыв, не позволяющий правильно оценить обстановку и принять решение. Начинаются беспорядочные действия, готовность к самозащите.
III тип – бегство или замирание. Появляется защитная окраска и форма тела (мимикрия).
IV тип – оцепенение Появляется при очень сильных раздражителях. Это отказ от всякой деятельности, вегетативные реакции снижены.
Любой из названных видов поведения сопровождается вегетативным и эмоциональным компонентом. Любой из названных видов поведения сопровождается вегетативным и эмоциональным компонентом.
Формы эмоционального состояния при пассивном избегании.
Высокая тревожность сопровождается двигательными реакциями, вегетативными и психическими расстройствами. Высокая тревожность сопровождается двигательными реакциями, вегетативными и психическими расстройствами.
В норме возникает на возможную опасность. В норме возникает на возможную опасность. Но страх может быть и навязчивым состоянием, сопровождающимся вегетативными расстройствами: гипертонией, язвой желудка.
Вегетативные компоненты поведения пассивного избегания. Связаны с активацией САС, имеют самые разные компоненты.
Гипотезы формирования реакции пассивного избегания. 1) Вазопрессин - улучшает «трусливую память» 2) Существует «пептид страха». 3) Адреналин обеспечивает вегетативные реакции при поведении пассивного избегания. 4) Снижение содержания ГАМК и нарушение ее взаимодействия с рецептором медуллином.
Реакция активного избегания. Это все агрессивное поведение. Делится на: 1) реакцию ярости. 2) реакцию нападения.
Механизмы реакции активного избегания. I. Биохимические механизмы. а) Выделен пептид агрессивности и антитела против него. б) Ацетилхолин через М–ХР запускает любой тип агрессии.
Модуляция агрессивного поведения. а) Серотонин через С2 – рецепторы повышает, а через С1 – снижает агрессивность. б) Дофамин и норадреналин усиливают агрессивность.
Но агрессивное поведение, связанное с нарушением биохимии мозга составляет лишь 15% случаев. Но агрессивное поведение, связанное с нарушением биохимии мозга составляет лишь 15% случаев. Остальные 85% обусловлены отклонениями на социальном уровне.
Должны быть сформированы программы поведения с запретом на агрессию.