ЖИЗНЬ юрия Бондарева Бондарев Юрий Васильевич (р. 15.03.1924), русский писатель и общественный деятель. В повести “Батальоны просят огня” (1957) и романе “Горячий снег” (1969) показывает Великую Отечественную войну глазами русского солдата. Переживания русского человека, прошедшего войну, раскрыты в романах “Тишина” (1962), “Берег” (1975), “Выбор” (1980). Один из создателей героической киноэпопеи о Великой Отечественной войне “Освобождение” (1970 — 72).
Юрий Васильевич Бондарев — Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР, ученик Паустовского, писатель-классик, фронтовик, основоположник "лейтенантской прозы", автор пронзительных книг "Горячий снег" и "Батальоны просят огня". Родился 15 марта 1924 года в Орске Оренбургской обл. Окончил Чкаловское артиллерийское училище и Литературный институт. Награждён орденами Ленина (дважды), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, "Знак Почета", медалями "За отвагу" (дважды) и др. В 1994 отказался от награждения орденом Дружбы народов в связи с 70-летием, написав в телеграмме Президенту РФ Борису Ельцину: "Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны".
— На чем держится мир? — На культуре, образовании, интеллекте. — Как Вы стали писателем? — Задумываться о литературной профессии начал еще в школе. На войне относился к событиям, встречам, разговорам с "задней мыслью" — вдруг пригодится? Что-то мерцало в сознании... Первые рассказы стал сочинять, вернувшись с фронта. Поступая в Литинститут, показал секретарю приемной комиссии несколько стихов. Очень умная девица попалась: прочитала, сложила листочки пополам, порвала и бросила в корзину. Сказала: "Юра, забудьте про это!" К счастью, на рассказы обратил внимание Паустовский, зачислил на свой семинар — без экзаменов. Константин Георгиевич занимал в нашей литературе уникальное место. Выделялся стилистикой, выбором героев, внимательной мягкостью к человеку. Во всех жанрах — и романах, и статьях — проявлял себя интеллектуалом высшей пробы. Паустовский всю жизнь помогал мне советами.
Кадр из фильма "Батальоны просят огня"
Что для Вас значит слово "литература"? — Это наука, исследующая человека и мир. Работа над словом, поиски сюжета, конфликтов — суть познание, а не художественное упражнение. Автор познает и воспитывает себя, а затем — читателей. Литературы не существовало бы без памяти и воображения — память хранит историю, воображение дарит фактам художественную ипостась. Сравнивать писательский труд с фотографированием — преступление. Даже талантливый очеркист, не описывающий мир с внешней стороны, а что-то проясняющий в человеке, дает много пищи для ума и сильно воздействует на читателя.
Какие из картин и книг для Вас главные? — К романам и сценариям отношусь, как к детям, — одинаково. Не умею растолковывать свои произведения. Тот, кто пытается этим заниматься, — не писатель, а дерьмо. Хочешь болтать — ступай на эстраду, а книги пусть сами за себя говорят. ***
КАДР ИЗ ФИЛЬМА ГОРЯЧИЙ СНЕГ
Остался ли кто-то живой из ваших фронтовых друзей? — Нет. Последний умер не так давно…
А с кем общаетесь? — Раньше бывал у Виктора Розова, Владимира Тендрякова, композитора Табачникова. Сейчас ни к кому не хожу. Не успеваю принимать гостей. Едут со всей России: писатели, журналисты, учителя, библиотекари, студенты… В часы уединения вспоминаю родное Замоскворечье, родителей. Отец умер в девяносто два года, пережив мать. Судьба у него была тяжелой. После войны по навету его арестовали и осудили на десять лет. Вернулся из лагерей с туберкулезом. Я покупал ему на гонорары от книг дорогие лекарства, но это не помогло. В день похорон смотрел на бескровное чело батяни и удивлялся его преображению. Отец выглядел в гробу как библейский пророк — словно сбросив "маску" перед Всевышним. Во многом именно благодаря ему я и стал писателем…
А в церковь ходите? — Редко…
для того чтобы написать сценарий киноэпопеи, Ю. Бондареву, О. Курганову и Ю. Озерову пришлось изучить очень много документов, в том числе хранящихся в Центральном военном архиве и Военно-историческом институте ГДР. Большую пользу авторам принесли беседы с консультантом картины — генералом армии С.М. Штеменко, маршалами И.С. Коневым, К.С. Москаленко. Много часов Озеров провёл в обществе маршала Г.К. Жукова, который охотно смотрел материал, давал ценные советы.
Кадры из фильма батальоны просят огня
Романы Батальоны просят огня (1957) Тишина (1962) Двое (1964) Горячий снег (1970) Берег (1975) Выбор (1980) Игра (1985) Искушение (1991) Непротивление (1996) Бермудский треугольник (1999) Без милосердия (2004)
Повести Юность командиров (1956) Батальоны просят огня (1957) Последние залпы (1959) Родственники (1969)
События романа «Горячий снег» разворачиваются как раз под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий сдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести её из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и, может, даже сроки окончания самой войны. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.
горячий снег