Урок-мастерская в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Живое пламя»
Цели: - ввести учащихся 7 класса в художественный мир писателя Е.И. Носова, обратить внимание на лаконизм, глубокий философский смысл рассказа «Живое пламя»; - организовать работу по выявлению темы и идеи рассказа «Живое пламя»; - развивать творческие способности, умение размышлять над прочитанным, анализировать текст, делать выводы и обобщения; - воспитывать уважительное отношение к памяти погибших в годы Великой Отечественной войны. Тип урока: урок в творческой мастерской. Основной метод: стимулирование творческой деятельности учащихся.
Эпиграф Нет в России семьи такой, - Где б не памятен был свой герой, И глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят. Евгений Агранович.
Ознакомление с памяткой «Законы мастерской». - Всё, что ты делаешь, правильно и хорошо. - Каждый обязательно должен выполнять всё, о чём просит мастер. - Один говорит – все слушают. - Не задавать вопросов. Как понял – так и делай. Всё правильно. - Обязательно записывай всё, что понравилось у других (добирай материал).
Знакомство содержанием рассказа Е.И. Носова «Живое пламя» (учащиеся читают наизусть рассказ по ролям).
Индуктор Практическая работа в группах. - Назовите слово, которое является ключевым в определении темы рассказа? - Сформулируйте основную тему текста, опираясь на выбранное вами слово. Создание мотива на определение целей, которые должны быть реализованы в мастерской - Как вы думаете, какие вопросы к рассказу требуют обдумывания, чтобы вы могли понять, как автор раскрывает эту тему? Идею произведения? Какие проблемы он затрагивает в нём?
вопросы к произведению 1. Что такое память и зачем она нужна человеку? 2. Какие герои действуют в рассказе? Какие поступки они совершают? 3. Какую роль в понимании смысла произведения играет описание цветов, которые сеяла на своей клумбе тётя Оля? 4. В чём заключается смысл названия рассказа «Живое пламя»? 5. В чём особенность раскрытия темы памяти в творчестве Е.И. Носова?
Представим себе людей, чьи образы создаёт автор? Кто они? Заполним таблицу Герои рассказа Характеристика героев
Соотнесение своей деятельности с деятельностью других (совместное составление таблицы)
Представление своего понимания данного высказывания Да, сгорел… вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает… - На какие мысли наводят вас эти слова? Как вы их понимаете? Дайте короткий письменный ответ на этот вопрос.
Алгоритм написания синквейна В основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом. - 1-я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль. - 2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова. - 3-я строка (три слова) глаголы, действия первого слова. - 4-я строка – суждение из 4 слов по теме первого слова, мысль. - 5-я строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.
Синквейн МАКИ. Живые, весёлые. Пламенеют, осыпаются, гаснут. Символ короткой, но яркой жизни. Память.
Подведение итогов Мы прониклись глубокой любовью и уважением к сыну тёти Оли, ко всем тем, кто отдал свои жизни за Родину. Мы обязаны помнить, чтобы жить. Память! Она всегда с нами.
Рефлексивно – оценочный этап - Удалось ли нам ответить на те вопросы, которые мы поставили к рассказу в начале урока? Запишите свои размышления о мастерской. «О чём я задумался серьёзно, пока работал в мастерской?» На дом. Выучить наизусть отрывок «Описание маков». Составить устный рассказ об одном из героев войны.
При создании презентации использованы материалы Интернет-сайтов: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Е.Носов http://www/tuladnt.ru/htmlpageAkinova.html http:// www/just-so-site.com/stories /rememb /mccrae.htm http://dreamworlds.ru/intersnosti/pade,1,1,13469-cvetok-grez-mak. htm http://img-fotki.yandex.ru и другие.