Максим Горький Сказки об Италии
Великий русский писатель, основоположник литературы социалистического реализма Алексей Максимович Пешков родился в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) 16 марта 1868 года. Рано узнал он нужду и горе. Когда ему было три года, умер отец, и Алеша с матерью переехал в семью деда В. В. Каширина, владельца небольшой красильной мастерской. . Жизнь в доме Кашириных, "слишком обильную жестокостью", Горький много лет спустя описал в повести "детство". Вскоре умерла мать, и с одиннадцатилетнего возраста началась для Алеши Пешкова трудная жизнь "в людях". В 1884 году шестнадцатилетний Алексей Пешков уезжает в Казань с намерением подготовиться к поступлению в университет. Но надежды не оправдались. В поисках заработка он встречался с людьми различных общественных слоев и прежде всего - с бедняками, за гроши продающими свой труд. Работая грузчиком, пекарем и садовником, Пешков хорошо узнал жизнь городской бедноты. В это время он знакомится с революционно настроенной учащейся молодежью, становится частым посетителем библиотеки редких и запрещенных книг, принадлежавшей А. С. Деренкову. Посещает кружки самообразования и нелегальные революционные кружки, сыгравшие важную роль в формировании его мировоззрения.
Весной 1888 года Алексей Пешков уехал из Казани и вел просветительно-пропагандистскую работу среди крестьян, работал на рыболовных промыслах Каспийского моря, сторожем и весовщиком на железнодорожных станциях. В 1889 году за связь с деятелями революционного движения был арестован и с тех пор много лет "мещанин Алексей Пешков" находился под надзором царской полиции. 1891 год был годом странствий будущего писателя по родной земле. Он обошел Поволжье, Дон, Кубань, Украину, Бессарабию, Кавказ, зарабатывая скудные средства тяжелым физическим трудом, В Тифлисе Пешков устроился на работу в железнодорожные мастерские, встречался с политическими ссыльными, участвовал в организации нелегального кружка передовой молодежи. В сентябре 1892 года в Тифлисской газете "Кавказ" за подписью "М. Горький" был напечатан его первый рассказ "Макар Чудра". С 1893 года рассказы Горького печатаются в поволжских и петербургских газетах и журналах. В 1898 году вышли из печати "Очерки и рассказы" М. Горького в двух томах, в следующем году - "Фома Гордеев". Начало творческого пути Максима Горького совпало с подъемом революционного движения в России. В своем творчестве Горький отражал героическую борьбу русского рабочего класса. Герои Горького, зовущие к борьбе и подвигу, вызывали горячие симпатии широких народных масс. В 1901 - 02 написал свои первые пьесы "Мещане" и "На дне", поставленные на сцене МХАТа. В 1904 - пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары". В революционных событиях 1905 Горький принимал самое активное участие, был заключен в Петропавловскую крепость за антицаристские прокламации.
В 1906 году Максим Горький из-за туберкулёза уезжает в Италию. В октябре он прибывает на остров Капри, где проживет семь следующих лет. В 1911 году Горький начинает писать рассказы будущего цикла. В их основе впечатления писателя от увиденного во время путешествия по Италии. Кроме того многие сюжеты были взяты из материалов рабочего движения Италии и из газетных сообщений о судебных процессах. Сказки печатались в большевистских периодических изданиях по отдельности. Только в 1912 году в России выходит первое отдельное издание цикла под названием «Сказки». Рассказы в сборнике подверглись цензурным изъятиям и были поданы не в той последовательности на которой настаивал Горький. На титульном листе был напечатан эпиграф из Андерсена: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь». Книга была посвящена гражданской жене автора А. Ф. Андреевой. Помимо России сказки получили распространение в Италии, Франции, Германии. В отличие от рабочей прессы, в буржуазной критике рассказы подверглись нападкам. Критиковалась тематика рассказов, также их заглавие. Горький продолжает работу над рассказами до своего возвращения в Россию в 1913 году. После революции 1917 года сказки были опубликованы без цензуры и в последовательности Горького. Своё название «Сказки об Италии» цикл получил лишь в 1923 году.
То, что Горький увидел в итальянском народе, присуще всем народам земли, и Горький имел все основания заявить, что его «Сказки» могут стать «недурным» материалом для чтения русских рабочих». Большинство из 27 «Сказок об Италии» — это безыскусственные рассказы о фактах реальной жизни: о забастовавших служащих трамвая в Неаполе, о рабочих Генуи, взявших к себе детей своих товарищей по борьбе из Пармы, чтобы те смогли выстоять в забастовке, о строительстве Симплонского туннеля и т. д. Произведения Горького о жизни и борьбе итальянского народа отличаются необычной для литературы тех лет бодростью тона, повышенным пафосом утверждения, в них созданы образы сказочно прекрасных людей.
Своеобразие «Сказок об Италии» в том, что в них уже как бы зримо присутствует будущее. Через весь цикл проходит мысль о неограниченных возможностях творческого гения народа, который творит не только новые сказки и легенды, но и новые формы жизни.
Для героев сказок характерно революционное отношение к миру. Созидательная сила труда объединяется в этих образах с преобразующей силой революции. Один из строителей Симплонского туннеля испытывает гордость за человека труда: «О, синьор, маленький человек, когда он хочет работать,— непобедимая сила! И поверьте: в конце концов этот маленький человек сделает все, чего хочет». Рабочий Трама (7-я сказка) чувствует себя хозяином жизни и соучастником в творчестве прекрасного; все самое человечное, прекрасное, поэтичное он связывает с понятием «социализм». Социалистические отношения в понимании героев «Сказок об Италии» — это естественные отношения людей труда, ибо «рабочий человек родится социалистом», борцом за правду, которая «крепко пахнет и всегда одинаково — трудовым потом». Социализм становится притягательной силой для трудящихся всего мира. Примером борцов за социализм для трудящихся Италии являются русские рабочие. «...Русские — вот люди!..— восторженно говорит слесарь в четырнадцатой сказке.— Бесправные, под страхом лишиться свободы и жизни, они сделали грандиозное дело...» «Страна героев!» — так же восторженно вторит ему маляр.
Для Горького настоящими героями были те, кто «творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть». Глубокий философский смысл приобретают те сказки, в которых создан образ матери, иногда вырастающий до олицетворения Родины. Девятую сказку Горький начинает словами, исполненными глубокого смысла: «Прославим женщину — Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!.. Прославим в мире женщину — Мать, единую силу, пред которой покорно склоняется Смерть!» Перед Матерью преклонился даже «слуга и раб Смерти» — «железный Тамерлан, кровавый бич земли», от которого она потребовала вернуть ей сына. Но при всей силе «не знающей преград» любви к детям Мать не может простить им измены родине. Героиня одиннадцатой сказки убивает своего сына, ставшего врагом родного города. В другой сказке простая итальянка, жена погибшего рыбака, заботливо растила сына-урода. Но когда она увидела, как иностранцы с брезгливостью указывали на её сына как на признак вырождения нации, она умертвила его, чтобы он не бросал тень на родную страну.
В «Сказках об Италии» есть много красочных пейзажных зарисовок. Они дополняют ярко разнообразные, жизнелюбивые характеры людей, согретых жарким солнцем и омытых брызгами морской волны. Человек и природа слиты в единый живой организм, ибо, «когда человека схватит за сердце море, он сам становится частью его, как сердце — только часть живого человека». Это же можно сказать о людях, влюбленных в горы, в степи, в роскошные долины — в богатую и красочную природу родной страны. Заметим, что такое же гармоническое единение человека и природы показано в итальянских новеллах М. Коцюбинского («Сон», «На острове»). Эти новеллы родились в результате бесед Горького и Коцюбинского, живших тогда на острове Капри, и писались в одно время со «Сказками об Италии».
Сказки совершенно лишены внешнего этнографизма, чего можно было ожидать от писателя, пишущего о чужой стране, тем более — Италии; нет здесь и увлечения экзотикой. Горький не ставил перед собой задачи удивлять или восхищать читателя достопримечательностями этой поистине удивительной и прекрасной страны. Его интересовали прежде всего люди, и он блестяще раскрыл душу итальянского народа, что было достойно оценено самими итальянцами. Писатель Д. Джерманетто свидетельствует, что Горький «...сумел показать нам в очаровательной рамке прекрасной природы Италии, в правдивых словах весь быт, нищету, бедность, страдания, героическую борьбу итальянского народа... Он научил меня лучше и глубже видеть народ, из недр которого я вышел» '. Тот же Джерманетто писал: «Никто не умел писать о чудесной природе нашей страны с такой необычайной простотой, как Горький, и, что еще важнее, он один писал об итальянском народе, о его жизни и борьбе. Вот почему Горького так знают и любят в Италии».
Конец