«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголь
1 апреля 2009 года исполнилось 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В истории русской литературы трудно найти фигуру более загадочную. Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям жизни и творчества писателя.
«Вечера» изумили меня, - писал А. С. Пушкин друзьям. - Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия, какая чувствительность! Вот это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился!»
Правда, мало кто догадывался, какими трудами была создана эта «непринужденная» веселость. Гоголь, воспитанный в традициях русской культуры, как выяснилось, совершенно не знал обычаев и быта крестьян Малороссии. Поэтому, работая над «Вечерами», он часто писал матери с просьбами рассказать ему что-либо из жизни Полтавщины, которая в его произведениях стала напоминать диковинную волшебную страну.
«Я ожидаю от вас описания наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов, с поименованием, как все это называется… Равным образом и названия платья, носимого нашими крестьянскими девками, до последней ленты…»
«Вечера» имели большой успех, и Гоголь в одночасье стал желанным гостем во всех литературных салонах - тем более что по столице (в первую очередь, с подачи самого Гоголя) пошли самые разнообразные слухи о новом, чрезвычайно эпатажном, малороссийском гении.
Игра со зрителями. Назови героя.
В кого был влюблен молодой козак Левко?
Кто летал на метле в последний день перед Рождеством?
Кем оказался отец Катерины?
Что заложил жиду черт, когда пропил все деньги?
Как зовут работника, который служил у козака Коржа?
Кому назначалась пропавшая грамота?
Как назывался хутор И.В. Шпоньки?
Что оказалось у деда в котелке вместо золота?(«Заколдованное место»)
Угадай! Кто это?
Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин. Ленивою рукой обтирал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с длинных усов, напудренных тем неумолимым парикмахером, который без зову является и к красавице и к уроду и насильно пудрит несколько тысяч уже лет весь род человеческий.
В этом‑то хуторе показывался часто человек, или, лучше, дьявол в человеческом образе. Откуда он, зачем приходил, никто не знал. Гуляет, пьянствует и вдруг пропадет, как в воду, и слуху нет. Там, глядь – снова будто с неба упал, рыскает по улицам села, которого теперь и следу нет и которое было, может, не дальше ста шагов от Диканьки. Понаберет встречных козаков: хохот, песни, деньги сыплются, водка – как вода…
От роду ей не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними.«Эх, добрая баба! черт‑баба!»
Он увидел стоявшую перед собою небольшого роста женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все и мог только принадлежать одной царствующей женщине.
Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из‑за головы поднялся горб, и стал козак – старик.
Тетрадка у него всегда была чистенькая, кругом облинеенная, нигде ни пятнышка. Сидел он всегда смирно, сложив руки и уставив глаза на учителя, и никогда не привешивал сидевшему впереди его товарищу на спину бумажек, не резал скамьи и не играл до прихода учителя в тесной бабы.
В 1961 году режиссером Александром Роу («Морозко», «Марья-искусница», «Варвара-краса, длинная коса», «Королевство Кривых Зеркал»,«Огонь, вода и… медные трубы») была снята киносказка «Вечера на хуторе близ Диканьки (Ночь перед Рождеством)».
«Ночь перед Рождеством»
«Ночь перед Рождеством»
«Ночь перед Рождеством»
«Ночь перед Рождеством»
«Ночь перед Рождеством»
«Ночь перед Рождеством»