ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович Родился на станции Зима. С 1944 живёт в Москве. В 1952 поступил в Литинститут а в 1957 г. исключен за то, что выступил в защиту романа Дудинцева «Не хлебом единым». В лирике — острая постановка сложных нравственных и исторических вопросов, проблемы морали, гражданственности, международной политики. Сб.стихов «Шоссе Энтузиастов» (1956), «Интимная лирика» (1973), «Граждане, послушайте меня» (1989); поэмы «Станция Зима» 1956, «Братская ГЭС» 1965, «Северная надбавка» 1977 и др.Евтушенко выступал и как прозаик — «Четвертая Мещанская» (1959), «Куриный бог» (1963), поэма в прозе «Я — Куба», по которой в 1964 г. был снят одноименный фильм, повесть «Перл-Харбор» (1966), сборники статей и рассказов «Талант есть чудо неслучайное» (1980) и «Точка опоры» (1981), роман «Ягодные места» и фантастическая повесть «Ардабиола» (1981);
Евтушенко выступал и как переводчик — переводил стихи с английского, испанского, итальянского, арабского, еврейского и других языков; как фотограф — выставка его фоторабот состоялась, в частности, в 1981 г. в Риме; как драматург — пьеса «Если бы все датчане были евреями» (1996); как киноактер — в 1979 г. в фильме Саввы Кулиша «Взлет» сыграл роль Циолковского; как кинорежиссер — снял фильмы «Детский сад» (1983) и «Похороны Сталина» (1990). Евтушенко посетил в общей сложности 94 страны, а стихи его были переведены на 72 языка. Ныне Евгений Евтушенко — почетный член Академии изящных искусств в Малаге и Американской академии, профессор университета Сан-Доминго, почетный профессор honoris causa Университета Новой школы в Нью-Йорке, лауреат итальянской премии «Фреджене-81» и премии «Тэффи-98», живет в США, преподает в Оклахомовском университете.
Над Москвой колокола гудут.К месту Лобному Стеньку ведут.Перед Стенькой, на ветру полоща,бьется кожаный передник палача,а в руках у палачанад толпойголубой топор, как Волга, голубой.И плывут, серебрясь, по топоруструги, струги,будто чайки поутру...И сквозь рыла, ряшки, харицеловальников, менял, словно блики среди хмари,Стенька ЛИЦА увидал.Были в ЛИЦАХ даль и высь, а в глазах,угрюмо-вольных, словно в малых тайных волнах, струги Стенькины неслись.Стоит все терпеть бесслезно, быть на дыбе,колесе,если рано или поздно прорастаютЛИЦА грозно у безликих на лице...И спокойно(не зазря он, видно, жил)Стенька голову на плаху положил, подбородок в край изрубленный упер и затылком приказал:'«Давай, топор...» Покатилась голова,в крови горя, прохрипела голова:«Не зазря...»И уже по топору не струги — струйки,струйки...Что, народ, стоишь, не празднуя? Шапки в небо — и пляши! Но застыла площадь Красная, чуть колыша бердыши…Площадь что-то поняла, площадь шапки сняла, и ударили три раза, клокоча, колокола.А от крови и чуба тяжела, голова еще ворочалась, жила... Суетясь, дрожащий поник подлетел, веки Стенькины закрыть он хотел. Но, напружившись,по-зверьи страшны, оттолкнули его руку зрачки. На царе от этих чертовых глаз зябко шапка Мономаха затряслась, и, жестоко, не скрывая торжества, над царемзахохоталаголова!.. Дьяк мне бил с оттяжкой в зубы, приговаривал, ретив:«Супротив народа вздумал! Будешь знать, как супротив!» Я держался, глаз не прятал. Кровью харкал я в ответ: «Супротив боярства — правда. Супротив народа — нет».От себя не отрекаюсь, выбрав сам себе удел. Перед вами, люди, каюсь,но не в том, что дьяк хотел. Голова моя повинна. Вижу,сам себя казня: я был против —половинно, надо было — до конца.Нет, не тем я, люди, грешен, что бояр на башнях вешал. Грешен я в глазах моих тем, что мало вешал их.Грешен тем, что в мире злобствабыл я добрый остолоп.Грешен тем, что, враг холопства,сам я малость был холоп.Грешен тем, что драться думалза хорошего царя. Нет царей хороших,дурень...Стенька, гибнешь ты зазря!»
Вознесенский Андрей Андреевич Родился в Москве. Школьником познакомился с Б.Пастернаком, который на 14 лет стал другом и наставником. В 1957 окончил Архитектурный институт . Известность принесла поэма «Мастера» 1959.Но критиковали его без устали. Сам Н.Хрущев на встрече с интеллигенцией орал на поэта: «Катитесь из страны к … матери». «Верноподданная» пресса 60-х писала о Вознесенском: «Кому может нравиться его поэзия? Жалкой кучке отщепенцев!» Однако читатели были другого мнения. Тиражи его поэтических сборников «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Стихи» (1967), «Тень звука» (1970), «Выпусти птицу» (1974), «Дубовый лист виолончельный» (1975) разошлись быстро. За книгу «Витражных дел мастер» (1976) поэт в 1978 г. даже получил Государственную премию СССР. Песни на его стихи — «Миллион алых роз», «Барабан», «Песню на бис» — слушала вся страна.
Видеомы Связав свою жизнь с поэзией, Вознесенский не оставил занятий живописью и архитектурой. В ранних стихах архитектурное виденье даёт удивительное соединение формы и слова. Он изобрел новый синтетический жанр — так называемые видеомы, в которых текст и рисунок составляют единое целое. Выставки его видеом успешно прошли в Москве, Берлине, Нью-Йорке, Париже.
Ты молилась, земля наша? Красные коровы Лежат на асфальте,Млеют на асфальтовой сковородке.Мы их объезжаем – Коровы святы!Стали патриотками шоссе коровы.«Доложите истину, долгожитель в сванке,Отчего коровий народ сдурел?» –«Потому что мухи не любят асфальта».Мудрые коровы НТР.Поняли хитрюги! Рогатые гении!Мухам незадачливым не в пример.Просто мухи знают – асфальт канцерогенный».Мудрые мухи НТР.Ты молилась ли на ночь, берёза?Вы молились ли на ночь, Запрокинутые озёраСенеж, Свитязь и Нарочь?Вы молилась ли на ночь, соборыПокрова и Успенья?Покурю у забора. Надо, чтобы успели.У лугов изумлявших запах автомобилей.Ты молилась, земля наша?Как тебя мы любили.Поэт старается привлечь внимание общества к наболевшим проблемам — экологическим, политическим, нравственным.
вознесенскйЯ сказал: «А хочешь, будешь спать в заброшенной избушке, Утром пальчики девичьи Будут класть на губы вишни Глушь такая, что не слышна Ни хвала и ни хула…»Он ответил: «Всё мура, Раб стандарта, царь природы, Ты свободен без свободы, ты летишь в автомашине, Но машина – без руля…Оза, Роза ли, стервоза – как скучны метаморфозы в ящик рано или поздно…Жизнь была, а на фига?!»Как сказать ему, подонку,Что живём не чтоб подохнуть, - чтоб губами тронуть чудо поцелуя и ручья!Чудо жить – необъяснимо.Кто не жил – что спорить сними!? Можно бы – да на фига?вознесенский«ОЗА» / Гл.VIВ час отлива возле чайной я лежал в ночи печальной, говорил друзьям об Озе и величье бытия,Но внезапно чёрный ворон примешался к разговорамВспыхнув синими очами,он сказал: «А на фига?!»Я вскричал : «Мне жаль вас, птицаЧеловеком вам родиться б,Счастье высшее трудиться Полпланеты раскроя…»Он сказал: «А на фига?!»«Будешь ты – великий ментор,Бог машин, экспериментовБудешь бронзой монументов знаменит во все края…» Он сказал: «А на фига?!»«Уничтожив олигархов,Ты настроишь агрегатов, демократией заменишьКороля и холуя…»Он сказал: «А на фига?!»
Дружба Вознесенского с коллективом «Таганки» началась со дня основания театра. Два поэтических вечера Вознесенского в зале «Таганки» в 1964 г., собравшие полный зал, способствовали популярности недавно основанного театра. Атмосфера, царившая в театре, вдохновила Вознесенского на создание опер «Дама треф», «Провала прошу», «Песни о Мейерхольде». В 1981 г. в «Ленкоме» состоялась премьера рок-оперы «"Юнона" и "Авось"» по поэме Вознесенского. Этот спектакль, выдержавший к настоящему времени более семисот представлений, и сейчас пользуется огромным успехом у публики.
Рождественский Роберт Иванович Родился на Алтае. Детство провёл в Омске. В 1956г. окончил Литературный институт. Известность принесла поэма «Моя любовь» 1954г. В творчестве главное – гражданский пафос и активная жизненная позиция. Лучшие поэмы: «Реквием» 1961, «Письмо в тридцатый век» 1964,«Посвящение» 1969, «210 шагов» 1978 (Государственная премия 1979г.) На стихи Рождественского написано много популярных песен: из к/ф «Семнадцать мгновений весны», «Я сегодня до зари встану…», «Позвони мне, позвони…» и др.
РЕКВИЕМЗнаю: солнце в пустые глазницы не брызнет! Знаю: песнятяжелых могил не откроет! Но от имени сердца, от имени жизни повторяю: Вечная Слава Героям!..И бессмертные гимны, прощальные гимны над бессонной планетойплывут величавоПусть не все герои,— те, кто погибли,— павшим вечная слава! Вечная слава!.. Вспомним всех поименно, горем вспомним своим... Это нужно — не мертвым! Это надо — живым! Вспомнимгордо и прямопогибших в борьбе... Есть великое право: забывать о себе! Есть высокое право: пожелать и посметь!..СталаВечною Славоймгновеннаясмерть.
Рождественский Роберт Иванович Память, память, ты, как никогда, легко ранима,Ты девчоночиьих имён не сохранила.Приглядись к воспоминаниям нечётким:Жили-были в нашем городе девчонки,Длинноноги, угловаты, синеоки.Назначали нам свиданья возле Омки.Мы терялись и зевали:В жизнь вникали.Нас мальчишки называли женихами.Пели хитрые мальчишки злую песню.Говорилось в ней о тесте и невесте.Мы шагали через двор,двора не видя.Но потом мы исполнителей ловили,Заводили их в подъезд и терпеливоСовершали суд, святой и справедливый…А с девчонками вели себя непросто И по-взрослому курили папиросы,Но вообще предпочитали карамели,Потому что притворяться не умели. Память, память. Желчь и мёд. Напрасно споришь.Ты ведь даже их имён теперь не вспомнишь.Не привез я таежных цветов — извини.Ты не верь,если скажут, что плохи они.Если кто-то соврет, что об этом читал...Просто эти цветы луговым не чета!В буреломах, на кручах пылают жарки,как закат,как облитые кровью желтки.Им не стать украшеньем городского стола.Не для нихотшлифованный блеск хрусталя.Не для них!И они не поймут никогда,что вода из-под крана — это тоже вода...Ты попробуй сорви их!Попробуй сорви! Ты их держишь,и кажется, руки в крови!..Но не бойся, цветы к пиджаку приколи...Только что это?Видишь? Лишившись земли,той, таежной, неласковой, гордой земли,на которой они на рассвете взошли,на которой роса и медвежьи следы,—начинают стремительно вянуть цветы!Сразу гаснут они! Тотчас гибнут они!..Не привез ятаежных цветов.Извини.