В гостях у станционного смотрителя Музей «Дом станционного смотрителя» в Выре
В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя я не знаю в лицо, с редким я не имел дело... А. С. Пушкин. Станционный смотритель
В поселке Выра стоит верстовой столб с надписью: "До Пскова 239 верст. До Петербурга 69 верст". Эти столбы ставились в XVIII - начале XIX вв. на почтовых трактах. Здесь располагалась третья от Петербурга почтовая станция, где путники меняли лошадей, грелись, располагались на ночлег, отмечали подорожную. По этой дороге не менее тринадцати раз проезжал А.С.Пушкин. Через Выру лежал и последний его путь. В ночь с 3 на 4 февраля 1837 г. тело великого русского поэта было провезено по тракту из Петербурга в Псковскую губернию на место захоронения в Святогорском монастыре.
«Дом станционного смотрителя» в деревне Выра - первый в нашей стране музей литературного героя. Музей создан по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам. Открылся он в 1972 году в здании почтовой Вырской станции. К 40-м годам XIX века она состояла из двух каменных домов, соединенных по фасаду стеной с воротами и калиткой, к ней относились две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, колодец, пожарная каланча.
В Выре, может быть. А.С.Пушкин увидел героев своих произведений. Не случайно главный герой повести «Станционный смотритель» - Самсон Вырин. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. В красном углу - стол смотрителя. На нем - бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для регистрации проезжающих.
Здесь же копия дорожной А. С. Пушкина от 5 мая 1820 года, в которой говорится, что «коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю южного края России генерал-лейтенанту Инзову...» Дорожные сундуки, чемоданы, шкатулки, «кровать с пестрою занавеской», на окнах «горшки с бальзаминами», лубочные картинки... В комнате Дуняши (за «перегородкой») воссоздана девичья светелка: диван, комод, столик для рукоделия с пяльцами, платье, портреты Минского, Дуни, смотрителя. Во второй половине дома-музея - ямщицкая. Экспозиция этой комнаты переносит в прошлое русского дорожного быта. Здесь отдыхали ямщики, ожидая очереди на выезд. В центре ямщицкой - стол с утварью, на стенах - упряжь для лошадей, одежда ямщиков. Четвертая часть помещения занята русской печью, служившей для приготовления пищи и обогрева ямщиков.
Это музей народный. Здесь все экспонаты - дар людей (не вошедшие в экспозиции собраны в выставочном зале).