Урок-путешествие В гостях у суффиксов и окончаний
Цели: Образовательная: повторить написание букв o и e после шипящих в корне слова, повторить написание букв o и e после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных, открыть правило написания букв o и e после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе. Воспитательная: воспитывать творческие способности учеников. Тип урока: урок-путешествие.
Ход урока 1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ 2. РЮКЗАК ЗНАНИЙ 3. МОСТ СУФФИКСОВ 4. ГОРА КОРНЯ И ШИПЯЩИЕ 5. РЕКА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 6. ДОМ СУФФИКСОВ И ОКОНЧАНИЙ 7. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА 8. ИТОГИ УРОКА 9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
II. РЮКЗАК ЗНАНИЙ. Проверка знаний состава слова.1. Каждая группа должна дать определение одной морфемы. 2. Разобрать слова по составу. Вытяжка, старушка, лесной, мягко, чистота, съездить, наводнение, предгорье, приболеть, речушка.
III. МОСТ СУФФИКСОВ Задание: исправьте ошибки в написании суффиксов прилагательных. Запишите исправленный вариант, графически объясните написание суффиксов. Кузнецский, матроский, француский, солдацкий, близский, бурлакский, гиганцкий, рыбацский, вязский, ткацский, утрений, свинной, юнный, ветренный, стекляный, землянной, соный, кожанный, утинный, румянный.
IV. ГОРА КОРНЯ И ШИПЯЩИЕ Задание: вставьте пропущенные буквы там, где возможно записать проверочные слова. Щ_лкать, ш_в, ш_лк, ш_рох, деш_вый, ж_лудь, капюш_н, щ_голь, изж_га, трещ_тка, трущ_ба, ж_лтый.
V. РЕКА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Задание: вставьте пропущенные буквы, запищите слова в таблицу. Боч_к врач_м, бараш_к, товарищ_м, снеж_к, деревц_м барсуч_нок, певц_м, веноч_к, луч_м, башмач_к зеркальц_м, височ_к, меч_м, бельч_нок, чаш_й, береж_к, багаж_м, песоч_к, внуч_к, списоч_к, платочек, пастуш_к.
VI. ДОМ СУФФИКСОВ И ОКОНЧАНИЙ Расставьте буквы е и о по своим местам. Помните об ударении. Холщ_вый, больш_го, парч_вый, чуж_го, глянц_вый, беж_вый, хорош_го, пунц_вый, алыч_вый пригож_го, на свеж_м, нож_вой, куч_вые, в дремуч_м, оранж_вый, кольц_вая, камыш_вый, колюч_го, ерш_вый, лежач_го, сторож_вой.
VII. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА VIII. ИТОГИ УРОКА Выставление оценок по листу путешественника.
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составьте связный рассказ о правописании гласных после шипящих, запишите план и примеры. Напишите мини-сочинение «Маленькое путешествие», используя имена прилагательные с суффиксами. Выпишите из художественной литературы 5 предложений с прилагательными, в которых есть изученная орфограмма. Упражнение № 331 из учебника «Практика».