Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по творчеству И.С.Бунина
- знакомство с лирикой и прозой Бунина, - знакомство с лирикой и прозой Бунина, - чтение и комментирование стихотворений Бунина, - анализ рассказа «Сверчок».
Знаете – он так стал писать прозу, что если скажут о нём: это лучший стилист современности – здесь не будет преувеличения. Знаете – он так стал писать прозу, что если скажут о нём: это лучший стилист современности – здесь не будет преувеличения. Горький
Почему поэт, говоря о красоте одних цветов, искусственно взращённых, и других, выросших в естественных условиях, называет стихотворение «Полевые цветы»? Почему поэт, говоря о красоте одних цветов, искусственно взращённых, и других, выросших в естественных условиях, называет стихотворение «Полевые цветы»? Какой глубинный смысл скрыт в стихотворении? Только ли о цветах идёт речь?
I. Выходные данные. I. Выходные данные. 1. Автор, название произведения, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено. 2. Сведения о литературной ситуации, о восприятии стихотворения современниками, о литературных течениях и направлениях, существовавших в то время, и о том, с каким из них был связан автор.
II. Структура образов и развитие конфликта. – Тема и идея. – Композиция. – Движение мыслей и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета (если таковой есть). – Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека, его чувствами. – Черты лирического героя. II. Структура образов и развитие конфликта. – Тема и идея. – Композиция. – Движение мыслей и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета (если таковой есть). – Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека, его чувствами. – Черты лирического героя.
III. Жанровое своеобразие произведения (ода, элегия, гимн, романс и т. д.) IV. Основные особенности поэтического языка: – Тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения). – Аллюзия, реминисценция (если есть). – Языковой поуровневый анализ: поэтическая фонетика (аллитерация, звукозапись, ассонанс); поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы); использование морфологических и синтаксических средств. III. Жанровое своеобразие произведения (ода, элегия, гимн, романс и т. д.) IV. Основные особенности поэтического языка: – Тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения). – Аллюзия, реминисценция (если есть). – Языковой поуровневый анализ: поэтическая фонетика (аллитерация, звукозапись, ассонанс); поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы); использование морфологических и синтаксических средств.
V. Ритм, стихотворный размер, рифма. VI. Особенности интонации. VII. Личное восприятие стихотворения. Ассоциации, суждения, оценки, истолкование. 8. Совершенствование написанного. V. Ритм, стихотворный размер, рифма. VI. Особенности интонации. VII. Личное восприятие стихотворения. Ассоциации, суждения, оценки, истолкование. 8. Совершенствование написанного.
Отметьте художественные детали в картине пробуждающейся природы, нарисованной в стихотворении. Отметьте художественные детали в картине пробуждающейся природы, нарисованной в стихотворении. Как вы понимаете последнюю строфу?
Как в стихотворении опоэтизирована красота и сила жизни? Как в стихотворении опоэтизирована красота и сила жизни?
Молчат гробницы, мумии и кости,- Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана. Из древне тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь письмена! И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья Наш дар бесценный - речь.
1. Почему писатель не сразу передаёт повествование герою, а сначала подробно рисует убогую обстановку и детально показывает внешность и поведение Сверчка? 1. Почему писатель не сразу передаёт повествование герою, а сначала подробно рисует убогую обстановку и детально показывает внешность и поведение Сверчка?
2. Какими средствами выражается противоречие между физической немощью Сверчка и его жизнелюбием и силой воли в труднейших обстоятельствах? 2. Какими средствами выражается противоречие между физической немощью Сверчка и его жизнелюбием и силой воли в труднейших обстоятельствах?
3. Как изменился невзрачный, косноязычный человек во время рассказа о трагической ночи? 3. Как изменился невзрачный, косноязычный человек во время рассказа о трагической ночи?
4. Какими деталями писатель передаёт душевные переживания Сверчка, вспоминающего страшную ночь? 4. Какими деталями писатель передаёт душевные переживания Сверчка, вспоминающего страшную ночь? О каких внутренних качествах героя говорят они?