Тема родины в поэзии «Серебряного века»
Определение «серебренный век» одним из первых ввел в обиход С.К.Маковский, основатель и редактор популярного в то время журнала «Аполлон»Серебряным веком, называется сравнительно не большой период времени от начала 90-х годов 19 века до революционных катаклизмов 1917 года.В культуре серебренного века произошла переоценка ценностей, в основе которой общественные потрясения предреволюционной России, поражающие накалом страстей, жаждой духовного обновления, повлекшие изменение взглядов на искусство.
Символизм в литературе представлен множеством одаренных индивидуальностей. У каждого поэта-символиста был свой идеал красоты и свои излюбленные темы.Но тема Родины всегда присутствовала в творчестве.
Задача: проследить как раскрывается тема Родины у разных поэтов Серебреяного века.
«Но сколь ни болезненны эти переживания, они, в отличие от прежней безнадежности, несут в себе, как нам кажется, здоровое семя. Это семя- страстная волнующая любовь к Родине.» Вячеслав Иванов
Александр Александрович Блок Родился 1880в Петербурге, рос и воспитывался в семье деда по матери, известного русского ботаника А. Н. Бекетова. Начал печататься в 1903 году.На формирование Блока-поэта, как и на все поколение «младших» символистов, к которому он принадлежал, большое влияние оказало учение Владимира Соловьева, поэта, религиозного мыслителя и философа конца XIX века, проповедовавшего идеи апокалиптического крушения мира и спасения его в результате Нового Пришествия.
Особенности раскрытия темы: Раздумья о судьбе страны, ее народа, стремление отыскать пути сближения с ним. Ощущение неизбежности «возмездия» старому миру, Ощущение грандиозности надвигающихся событий и сознание необходимости собственного в них участия.Образ родины не идеализирован Народ воспринимается им как могучая, богатая жизненными силами, но загадочная стихия, таящая в себе самые разные возможности.Образ России не иконописен, ее черты до крайности противоречивы
РОССИЯОпять, как в годы золотые,Три стертых треплются шлеи,И вязнут спицы росписныеВ расхлябанные колеи...Россия, нищая Россия,Мне избы серые твои,Твои мне песни ветровые -Как слезы первые любви!Тебя жалеть я не умеюИ крест свой бережно несу...Какому хочешь чародеюОтдай разбойную красу!Пускай заманит и обманет, -Не пропадешь, не сгинешь ты,И лишь забота затуманитТвои прекрасные черты...Ну что ж? Одной заботой боле -Одной слезой река шумней,А ты всё та же - лес, да поле,Да плат узорный до бровей...И невозможное возможно,Дорога долгая легка,Когда блеснет в дали дорожнойМгновенный взор из-под платка,Когда звенит тоской острожнойГлухая песня ямщика!.. 18 октября 1908
ОСЕННИЙ ДЕНЬ Идем по жнивью, не спеша,С тобою, друг мой скромный,И изливается душа,Как в сельской церкви темной. Осенний день высок и тих,Лишь слышно - ворон глухоЗовет товарищей своих,Да кашляет старуха. Овин расстелет низкий дым,И долго под овиномМы взором пристальным следимЗа лётом журавлиным... Летят, летят косым углом,Вожак звенит и плачет...О чем звенит, о чем, о чем?Что' плач осенний значит? И низких нищих деревеньНе счесть, не смерить оком,И светит в потемневший деньКостер в лугу далеком... О, нищая моя страна,Что' ты для сердца значишь?О, бедная моя жена,О чем ты горько плачешь? 1 января 1909
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...Вольному сердцу на что твоя тьма? Знала ли что? Или в бога ты верила?Что' там услышишь из песен твоих?Чудь начудила, да Меря намерилаГатей, дорог да столбов верстовых... Лодки да грады по рекам рубила ты,Но до Царьградских святынь не дошла...Соколов, лебедей в степь распустила ты -Кинулась и'з степи черная мгла... За' море Черное, за' море БелоеВ черные ночи и в белые дниДико глядится лицо онемелое,Очи татарские мечут огни... Тихое, долгое, красное заревоКаждую ночь над становьем твоим...Что' же маячишь ты, сонное марево?Вольным играешься духом моим? 28 февраля 1910
НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ Марии Павловне ИвановоПод насыпью, во рву некошенном,Лежит и смотрит, как живая,В цветном платке, на косы брошенном,Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинноюНа шум и свист за ближним лесом.Всю обойдя платформу длинную,Ждала, волнуясь, под навесом. Три ярких глаза набегающих -Нежней румянец, круче локон:Быть может, кто из проезжающихПосмотрит пристальней из окон... Вагоны шли привычной линией,Подрагивали и скрипели;Молчали желтые и синие;В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стекламиИ обводили ровным взглядомПлатформу, сад с кустами блёклыми,Ее, жандарма с нею рядом... Лишь раз гусар, рукой небрежноюОблокотясь на бархат алый,Скользнул по ней улыбкой нежною...Скользнул - и поезд в даль умчало. Так мчалась юность бесполезная,В пустых мечтах изнемогая...Тоска дорожная, железнаяСвистела, сердце разрывая... Да что' - давно уж сердце вынуто!Так много отдано поклонов,Так много жадных взоров кинутоВ пустынные глаза вагонов... Не подходите к ней с вопросами,Вам всё равно, а ей - довольно:Любовью, грязью иль колесамиОна раздавлена - всё больно. 14 июня 1910
Андрей Белый (Настоящие имя и фамилия Бугаев Борис Николаевич) [14 (26) октября 1880, Москва — 8 января 1934, там же], русский поэт, прозаик, критик, мемуарист. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза. Исследования, в т. ч. поэтики Н. В. Гоголя.
Особенности раскрытия темы:Россия и русский народ как земная реальность, а не какое-то мистическое началоЧем пристальнее поэт вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его надежды на ее скорое обновление. Образы светлые и яркие все больше вытеснялись в его стихах мрачными по своей тональности картинами. Он видел беспросветное и нищенское существование простого народа. В некоторых стихах сквозит чувство отчаяния .
РодинеРыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия, — Безумствуй, сжигая меня! В твои роковые разрухи, В глухие твои глубины, — Струят крылорукие духи Свои светозарные сны. Не плачьте: склоните колени Туда — в ураганы огней, В грома серафических пений, В потоки космических дней! Сухие пустыни позора, Моря неизливные слёз — Лучом безглагольного взора Согреет сошедший Христос. Пусть в небе — и кольца Сатурна, И млечных путей серебро, — Кипи фосфорически бурно, Земли огневое ядро! И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия — Мессия грядущего дня! Август 1917, Поворовка
Родина В. П. СвентицкомуТе же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны, Голодающий, бедный народ; И в раздолье, на воле - неволя; И суровый свинцовый наш край Нам бросает с холодного поля - Посылает нам крик: «Умирай - Как и все умирают...» Не дышишь, Смертоносных не слышишь угроз: - Безысходные возгласы слышишь И рыданий, и жалоб, и слёз. Те же возгласы ветер доносит; Те же стаи несытых смертей Над откосами косами косят, Над откосами косят людей. Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой - Мать Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой? 1908 Москва
Константин Дмитриевич Бальмонт Счастливое детство Бальмонт провел в родной усадьбе Шуйского уезда Владимирской губернии. Учился в гимназии г.Шуя, но был исключен: ему были свойственны народнические увлечения. Окончил Владимирскую гимназию.Жил напряженной внутренней жизнью, зачитывался немецкой, скандальной литературой, занимался переводами (П.Б. Шелли, Э.По)
Особенности раскрытия темы:
«Мое - ей»Есть слово – и оно едино.Россия. Этот звук – свирель.В нем воркованье голубино.
…Хочу моей долины И волей сердца знаю,Что путь мой соколиный –К единственному краю…
Серебряный век воспитал огромное количество поэтов, оставивших богатое наследие своим потомкам в необыкновенных и своеобразных стихах
Вывод: Изображение Родины зависит от внутреннего мира поэта. Родина у всех изображена по-разному, с различными чувствами, эмоциями, переживаниями.